Елена Швецова
Отчёт о работе над проектом «Кукла моя изначальная» (часть II)
Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось интегрировать следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие - дидактические игры - «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Шнуровки», «Вяжу-вяжу узелок» и другие; сюжетно-ролевые игры - «Семья», «Дом», «Детский сад», «Мамка-нянька», «Волшебный платок», «Пирамида Добрых желаний», «Укачаю мою Пеленашку», «Казачьи скачки», «Загадаю Купавке мое желание».
Публикация «Отчёт о работе над проектом „Кукла моя изначальная“ (часть II)» размещена в разделах
Познавательное развитие - рассматривание иллюстраций с народными игрушками и русскими народными куклами, беседы - «Путешествие в прошлое куклы», «Куклы наших бабушек», «Кукла из глубины веков», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы», «История Кувадки», «Куклы из бабушкиного сундука», «Краснодар – край казачий», обследование игрушек, составление описательных рассказов «Сказка про куклу-Берегиню», сочинение сказки про куклу-берегиню, сказка про куклу Кубышку; знакомство с праздничными русскими обрядами и народными заговорками; участие в Международной миротворческой акции «Наша гирлянда Дружбы».
Речевое развитие - чтение художественной литературы – русская народная сказка «Василиса Прекрасная», А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Ф. А Щербина «Сказание о Кубанских богатырях», А. Барто «На заставе», Е. Благинина «Шинель», использует на занятиях чтение и заучивание стихотворений, потешек о тряпичных куклах; игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу». составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка», «Рассказ Сони о куклах», озвучивание эпизодов русских сказок от лица своих тряпичных кукол.
Художественно-эстетическое развитие - рисование «Нарисуй тряпичную куклу», лепка из пластилина «Кукла Пеленашка», «Кукольный дизайн» - привлечение детей к изготовлению тряпичных кукол бесшовным способом, создание детьми своих игрушек из разного материала;
подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности, прослушивание песен Кубанского казачьего хора - «Конь гулял на воле!», «Ой, да Краснодарский Край», «Туапсинский район», «Кубань - тополиный край», гимна Кубани, заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке, исполнение песни «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.
Безопасность - правила безопасной работы ножницами.
Физическое развитие - народные подвижные игры - «Идет коза по лесу», хороводные игры с куклой «ПОЛЕШКО», «Кубанка», «Перетяжка», «Кузнец», «Передай подкову».
При работе с родителями были использованы такие формы и методы как:
- совместные занятия с родителями;
- беседы о важности данной проблемы;
- оформление папки-передвижки «Кукла моя изначальная»;
- изготовление альбома «Моя любимая игрушка»;
- привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
- участие в выставке мини - музея ДОУ «Тряпичная кукла»;
- участие в выставке семейных раритетов «Секреты бабушкиного сундука».
Таким образом, я убедилась, что правильно организовала свою работу по самообразованию. Ведь она помогла повысить мой профессиональный уровень, а продуктивная деятельность помогла у детей развивать интегративные качества (творческое воображение, коммуникативные навыки, любознательность, способность принимать позицию другого человека, сблизить родителей и детей и многие другие качества). Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя, увлечённых любимым делом.
Заключительный этап - результаты работы:
- собран материал по изготовлению и применению тряпичной куклы в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности детей;
- составлены конспекты НОД по изучению и созданию народной куклы;
- пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;
- созданы презентации по истории тряпичных кукол;
- составлена картотека этапов изготовления тряпичных кукол;
- оформлен альбом рисунков на тему «Край мой казачий»;
- организована выставка тряпичных кукол, выполненных детьми «Кукла моя изначальная»;
- оформлен альбом «Куклы русского народа» для методического кабинета ДОУ;
- организована выставка семейных раритетов «Секреты бабушкиного сундука»;
- удалось заинтересовать и вовлечь в творческий процесс по реализации проекта «Кукла моя изначальная» семьи воспитанников;
- проект способствовал формированию сообществ «дети-родители»; улучшению микроклимата в семье;
Весь материал по проекту «Кукла моя изначальная» обобщен, систематизирован и представлен на педсовете МБДОУ г. Краснодар «Детский сад № 94», проведены мастер-классы для воспитателей по изготовлению тряпичных кукол бесшовным способом. Собранным материалом по проекту и литературой могут воспользоваться педагоги, заинтересовавшиеся данной темой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под редакцией А. М. Виноградовой, Москва, «Просвещение», 1989.
2. О. А. Шорохова. Играем в сказку. Москва, «Творческий центр», 2007.
3. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. Красна изба… СПб, «Детство-Пресс», 2004.
4. Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005.
5. Л. В. Кукуева. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа. Москва, 2005.
6. О. Г. Тихонова. Дошкольникам о музейной культуре. Москва, 2006.
7. А. Е. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, «Творческий центр», 2003.
8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 304с. ил.
9. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. 3-е изд., СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
10. Воспитание в дошкольном учреждении. Практический журнал, № 3, 2012.
11. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал, № 6, 2012.
12. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, № 4, 2012.
13. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М., ТЦ «Сфера», 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
14. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду». М., «Линка-Пресс», 2008.
15. Журнал «Цветной мир», № 1, 2009. Народная игрушка. Издательство «Карапуз».
16. Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», изд. Дом «Цветной мир», М., 2011.
17. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная группа. Конспекты занятий и методические рекомендации. Изд. Дом «Цветной мир», Москва, 2011.
18. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование. Проектирование содержания. Методические рекомендации. Изд. Дом «Цветной мир», Москва, 2011.
19. Журнал. «Народная кукла и детская игра №1», 2009.
20. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. "Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. " Белый город, 2010 г. p://wwwhtt.belygorod.ru/catalog/27355/
21. Дайн Г. Л., Дайн М. Б, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2007 г. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3645881/
22. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб, 2006; http://www.ozon.ru/context/detail/id/4176959/
23. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011 г.
24. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы».
http://hamlet.ru/? view=item&id=15867
25. И. Н. Котова, А. С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. http://mirknig.com/knigi/raznoe/1181205300-russkie-o.
САЙТЫ О НАРОДНЫХ КУКЛАХ
Ручная работа
http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp? TID=564
Народная кукла
http://www.rukukla.ru/article/trya/
Куклы для души
http://www.kukla-dusha.net/index.htm