Лучший педагог года

«От игры к творчеству» (из опыта проектной деятельности)

Лариса Таможникова
«От игры к творчеству» (из опыта проектной деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы

из опыта проектной деятельности

К началу младшего школьного возраста у детей складываются предпосылки для освоения авторской и зрительской позиции, одним из способов освоения которой может являться путь целенаправленного изменения игры.

Участвуя в проекте иллюстрирования сборника авторских песен «Космическая арфа» с детьми старшей и подготовительной к школе группы, я исходила из того, что игровую деятельность можно трансформировать в систему овладения сначала общими закономерностями художественного творчества, а затем определёнными его видами. В нашем случае – изобразительным искусством.

Публикация «„От игры к творчеству“ (из опыта проектной деятельности)» размещена в разделах

В чём же заключается такого рода трансформация и в чём её необходимость? Прежде всего в том, что игра, даже на самом высоком этапе своего развития, не ориентирована на того, кто находится вне игры. «…То, что в корне отличает игру от искусства, есть принципиальное отсутствие зрителя и автора». /Бахтин М. М. «Эстетика словесного творчества»/ И проблема не просто в отсутствии реальных зрителей. Дело в том, что зритель не представлен в сознании ребёнка и поэтому играющий – не автор игры, а лишь её участник. Поэтому, на этапе трансформации игры позицию автора и зрителя лучше разделить, для того чтобы можно было их сознательно освоить.

На первом занятии детям предлагается прослушать несколько текстов песен космической тематики, авторами которых являются воспитанники объединения «Авторская песня» и поиграть в персонажей литературного первоисточника. Обращаясь к игровому опыту детей, педагог предлагает взять на себя роль одного из персонажей и развернуть на занятии некую сюжетную игру-драматизацию. На этом этапе наиболее эффективна работа с пластическими материалами, в частности, с пластилином. Дети с увлечением работают над «материальным» воплощением литературных персонажей, домысливая некие конкретные детали, предавая персонажу определённые цветовые характеристики и т. д

На следующем этапе работы детям предлагается разделиться на пары придумать и сыграть: «А что же было дальше?» Каждая пара представляет свой вариант развития событий «на суд зрителей», в роли которых выступают остальные дети. Появление зрителей-критиков, которые наблюдают и оценивают игру со стороны, сразу преобразовывает игровую ситуацию, где все просто участники, в ситуацию, где играющие играют не только для себя, но и для других. В такой игре присутствуют элементы и «авторской» и «зрительской» концепции. И уже на этом этапе элементы художественного содержания и художественной формы представлены внутри игры, но в виде составляющей второго плана. А трансформировать игру в искусство – значит изменить их статус, вывести на первый план, сделать предметом сознательных усилий ребёнка.

После того как дети научились в известной степени «по-авторскии» проявлять свою позицию в игре, им необходимо показать, что позиция автора-художника, которую они осваивают, в содержательном смысле существенно отличается от позиции игрового «автора». Для этого необходимо постепенно изменяя характер игровой деятельности приближать его к специфике изобразительного творчества, т. е. обращать больше внимания на замысел и выразительную форму его воплощения.

На этом этапе работы выполняются коллективные работы с использованием выполненных на предыдущем занятии персонажей и атрибутов. Основное внимание уделяется композиционному развитию сюжета и роли фона, как значимого элемента композиции.

И заключительный этап работы – создание собственной иллюстративной композиции по мотивам понравившегося литературного источника/текста/ .

Хочется отметить, что педагогическое воздействие на ребёнка во время этого занятия минимально. Педагог не вмешивается в конкретику решений, не обсуждает, что и как изображать. Через вопросы и комментарии педагога задаётся лишь направление творческого поиска, т. е. транслируется общая суть художественной задачи.

Использование в проектной деятельности изобразительного плана литературных текстов, авторами которых являются дети, привносит в сам процесс множество своеобразных нот и образов, свойственных и созвучных именно детскому образному складу мышления. Развивающий потенциал этого методического приёма достаточно велик, поскольку в содержательном плане литературный первоисточник, автором которого является ребёнок несколько более старшего возраста родственен творческому опыту и в то же время превышает то, что он может сделать на данном этапе самостоятельно. А это означает, что для ребёнка открывается зона его ближайшего художественного развития, а,возможно, и более отдалённые перспективы его творческой деятельности.

Дошкольное учреждение, с которым я сотрудничаю очень активно использует специфику проектной деятельности в образовательном процессе. Участие в проекте активизирует состязательные, творческие и образовательные аспекты развития личности ребёнка.

Публикации по теме:

Презентация «Словообразование» Презентация позволяет воспитать навыки словообразования у детей с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста, дать.

Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть 5: способы проверки результатов освоения программы Способы проверки результатов освоения программы. 1. Указывается график проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«От игры к творчеству» (из опыта проектной деятельности)
Опубликовано: 25 марта 2014 в 14:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««От игры к творчеству» (из опыта проектной деятельности)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Таможникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД