Марина Пирогова
Особенности современных игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
. Особенности современных игрушек
Не все обстоит так гладко с современными игрушками. Последние 20 лет в мире ознаменованы изменениями в мироощущении людей, в общем духе времени в отношении к игрушкам. Традиционные игры и игрушки уходят из жизни детей и сохраняются только в деревнях, провинциях, странах третьего мира. В развитых странах традиционные игрушки вытесняются видео- и компьтерными играми, масс-медиа и пр. Игра и игрушка в традиционном смысле существует только в специальных условиях: в детских садах, для детей с проблемами в развитии, в странах, которые стремятся к европейскому сообществу Смирнова, 2012, С. 28.
Публикация «Особенности современных игрушек» размещена в разделах
В последние годы на страницах специализированных журналов появляются статьи, касающиеся современных игрушек. Их авторы встревожены тем, что «существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные – милитаристского, садистского, низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие ее к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития» Новоселова, 1997, С. 7.
Печальный случай приведен в статье В. В. Абраменковой «Осторожно: антиигрушка» : «Оставив восьмимесячного младенца на попечение старшего брата, мать ушла в магазин. Старший мальчик играл в тамагочи и, когда малыш заплакал, не услышал писка игрушки. Тамагошка «умер» - младенец оказался в больнице с сотрясением мозга, у старшего мальчика сильнейший стресс. Забота о виртуальном «малыше» затмила чувства к реальному маленькому брату. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути. Манипулируя сознанием ребенка, он превратил его в раба игрушки, реальная любовь проиграла виртуальной» Абраменкова, 2005, С. 98. Современная игрушка искажает не только человеческую телесность, но и идеальный образ человека. [Теплова 2012, С. 40]. Современная игрушка не отвечает элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребёнка, его интеллектуального развития и духовного здоровья. Ориентируемая на инокультуру и агрессию эта игрушка не развивает интеллект, сообразительность, не приучает к терпению, не тренирует мелкую моторику руки, а наоборот разрушает ещё не сформированное детское миропонимание и нравственность.
Некоторые западные работы посвящены выбору игрушек в современных условиях рынка. В статье A.J. Pugh автор исследовала маркетинг более чем 3500 игрушек в 11 каталогах 2000-2001 годов. Она обнаружила, что основной рекламный ход, представленный в каталогах, заключается в том, что интерактивные игрушки предлагают женщинам оставаться заботливыми матерями, не присутствуя при этом рядом с ребенком физически. Игрушки якобы могут обеспечить общение и близость. В каталогах также подчеркивалось значение выработки игровых навыков, среди которых первое место занимают моторные умения, при этом эмоциональная сторона воспитания, требующая в первую очередь живого присутствия и отношения близкого взрослого, а не тренировки, игнорируется. Автор утверждает, что игрушки не решают главных проблем воспитания, и решения, которые обещают матерям каталоги, остаются иллюзорными. Смирнова, 2012, С. 33. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. [Смирнова, 2005, С. 68]
Являясь традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, игрушка служит для ребёнка социализирующим фактором. В некоторых случаях игрушка выступает элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. Эти игрушки давали ребенку возможность войти во взрослый мир, уже овладев определенными навыками. В других случаях игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире. К таким игрушками следует отнести кукол, одетых в национальные костюмы, солдатиков в военной форме, модели всевозможных исторических и культурных объектов и предметов [Шулика, 2012, С. 102]
«Современные игрушки», чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка. Абраменкова, 2005, С. 98. Негативное влияние оказывает на развитие девочек кукла Барби. Она реализует в себе образ взрослой женщины, девочки меняют ей наряды, делают причёски, «водят в гости». Вместо традиционной игры в дочки-матери, девочки примеряют на себе роль взрослой женщины, не обремененной делом, процесс социализации идёт в другом направлении. А вспомним народную тряпичную куклу – тёплую, мягкую. Она долго хранилась, передавалась, девочка уносили её с собой в новую семью после свадьбы. С куклой можно было играть в дочки-матери, её можно было нянчить и воспитывать. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. [Чувашова, 2012, С. 105]
В настоящее время, когда в жизнь детей активно входят игрушки нового поколения, существенно отличающиеся от традиционных, чрезвычайно важно понять и оценить развивающий потенциал конкретных игрушек. Между тем у большинства взрослых (родителей, педагогов, производителей игрушек) отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие ребенка. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу внешних, поверхностных признаков (внешней привлекательности игрушки, ее стоимости, популярности, желания угодить ребенку и пр.). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на развитии детей. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, которая учитывает не только их санитарно-гигиенические или эстетические свойства, но и возможную психологическую роль в развитии ребенка.
Критерии экспертизы игрушки должны оценивать прежде всего потенциальные возможности игрушки. Исходить следует не из внешних товарных качеств игрушки, а из ее возможностей стать предметом самостоятельной игры ребенка, которая может иметь разные формы и уровни развития. Такая экспертиза, не зависимая от рынка, в настоящее время осуществляется в двух центрах: Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ (Москва, Россия) и в Германии, в общественной организации «Spiel gut. Arbeitsausschu Kinderspiel+Spielzeug» («Играй хорошо. Рабочая комиссия Детская игра+игрушки») [Смирнова, 2010, С. 84].
Экспертиза игрушек основана на культурно-историческом и деятельностном подходе. Соответственно игрушка - специфическое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психического и личностного развития в каждом возрастном периоде. Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода.
Мотивационная основа игры связана не только с привлекательностью самой игрушки, но и с ее рейтингом в детской субкультуре. Предпочтения наших детей складываются под влиянием массовой культуры, многие образцы которой никак не могут быть рекомендованы психологами. Для ребенка к старшему дошкольному возрасту привлекательным становится то, что модно, что есть у других детей, что он видит на экране телевизора. Нередко привлекательными становятся и игрушки, наполненные негативным содержанием, воплощающие агрессивные образы и модели поведения (всевозможные монстры, роботы, чудовища, киборги, Черепашки ниндзя, пауки-злодеи и пр.) Утрированное подчеркивание различных физических уродств, животного или механического начала в образе человека, провокация агрессивных и негуманных действий с игрушкой недопустимы. В случае «столкновения интересов» детей и взрослых, наша позиция заключается в том, что педагоги и психологи должны сохранять, нести (а иногда и реанимировать) этические и эстетические нормы, принятые в обществе. Если игрушка их нарушает, она не может быть рекомендована детям, даже если она им нравится. Поэтому первым шагом нашей экспертизы является этико-эстетический фильтр, который не пропускает игрушки, несущие негативный этический или эстетический заряд [Смирнова, 2010, С. 85].
Центральным критерием оценки является развивающий потенциал игрового действия. Игрушка, как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития, должна задавать возможность инициативного осмысленного игрового действия и в то же время обеспечивать возможность освоения новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка.
Для реализации развивающего игрового действия необходимо определенное сочетание ориентиров, направляющих деятельность ребенка, и открытости игрушки для его собственной активности. Всякая игрушка своим образом или видом задает ориентиры - как с ней действовать. Важнейшее требование, способствующее развитию инициативности и воображения ребенка, - открытость игрушки, т. е. возможность осуществления с ней вариативных действий, разнообразных сюжетов.
Итак, критерии оценки игрушек в Московском центре группируются вокруг трех блоков:
мотивационная основа игры, которая связана с привлекательностью игрушки для ребенка;
игровое действие, обусловленное предназначением игрушки для определенного вида детской деятельности и призванное обеспечить ее развивающий потенциал;
операциональные характеристики игрушки, обеспечивающие возможность самостоятельного детского действия. [Смирнова, 2010, С. 85]
Разные игрушки имеют различную ценность для детского развития. Наибольшее развивающее значение оказывают игрушки полифункциональные, позволяющие осуществить разные виды активности. К ним относятся наборы Лего и Плеймобиль, включающие не только детали для конструирования, но и разные фигурки людей и животных. Эти игрушки открывают простор для создания сюжетов, что создает прекрасные условия для моторного, умственного и социального развития. Такие важные характеристики как спонтанность и неоднозначность игровых ситуаций имеют своим конечным результатом развитие творческих способностей : любопытство, гибкость мышления, способность к нетривиальным решениям, живость и яркость эмоциональных состояний Смирнова, 2012, С. 31.
Над созданием игрушек, развивающих ребенка, работают крупнейшие мировые и отечественные фирмы производители. К созданию игрушек привлечены мастера производства технологи, дизайнеры, педагоги, психологи. Постоянно наращивается и ассортимент игрушек. Мир игрушек по точности представленности в нем тематики предметов реальной жизни взрослых людей становится как бы параллельным предметным миром детства. Для гармоничного и целеустремленного развития личности современного ребенка ему нужны игрушки традиционные, включая архаические, народные и современные, а также авангардные, например, компьютерные Новоселова, 1997, С. 7.
Одной из характерных особенностей современных игрушек является их интерактивость, т. е. возможность имитировать жизнь (двигаться, издавать звуки, отвечать на прикосновения и пр.). Поскольку роботизированные игрушки-животные включают в себя признаки, как живых, так и неживых объектов, они являются адекватным материалом для исследования детских представлений о реальном и не реальном смирнова, 2012, С. 32.
Следует отметить, что дизайн игрушки становится все более популярным направлением деятельности и предметом обучения во многих странах мира (Нидерланды, Франция, Китай и др.) При этом ценность игрушки определяется прежде всего ее оригинальностью, эстетическими, технологическими и другими качествами Смирнова, 2010, С. 81. Если рассматривать игрушку не просто как предмет дизайна, товар или как предмет потребления, а как средство развития ребенка и материал для детской игры, то очевидно, что она может и должна быть оценена с точки зрения соответствия своему назначению. Смирнова, 2010, С. 82.
Итак, мы выяснили, что игрушка существует с самых ранних времен. Уже в древние века у детей были изначальные игрушки : камушки, веревочки, палочки. С развитием человека развивалась и игрушка. В средние века встречаются игрушки для знати, выполненные из дорогостоящих материалов и игрушки для простолюдинов.
Велика роль народной игрушки, она радует ребенка, забавляет его, помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка.
С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды. Конец XIX - начало XX вв. - время развития технических игрушек.
В настоящее время традиционные игрушки вытесняются видео- и компьтерными играми, масс-медиа и пр.
На прилавках сегодня можно встретить игрушки вредные – милитаристского, садистского, низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие ее к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития
Современная игрушка не отвечает элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребёнка, его интеллектуального развития и духовного здоровья. Ориентируемая на инокультуру и скрытую агрессию такая игрушка не развивает интеллект, сообразительность, не приучает к терпению, не тренирует мелкую моторику руки, а наоборот разрушает ещё не сформированное детское миропонимание и нравственность.
В настоящее время, когда в жизнь детей активно входят игрушки нового поколения, существенно отличающиеся от традиционных, чрезвычайно важно понять и оценить развивающий потенциал конкретных игрушек. Между тем у большинства взрослых (родителей, педагогов, производителей игрушек) отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие ребенка.
Игрушка – это предмет, объект игры, средство преемственности культурных традиций и опыта поколений, средство воспитания и развития ребенка. Основное назначение игрушки дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.
Игра с игрушками позволяет овладеть практикой человеческих отношений, познакомиться с социальными процессами и изменениями. Игры с игрушками стимулируют внутреннюю мобильность детей. Эта мобильность позволяет ребенку «присоединиться» к более широкой, иной реальности, почувствовать себя частью мира.
Игрушка многофункциональна, она является носителем культуры, средством ее трансляции, посредником между взрослым и ребенком и в то же время средством развития самосознания ребенка, помогает ему развернуть пространство идентификации.
Игрушка должна расширять кругозор ребят, увлекать образами современной действительности : показывать строительство, технику, знакомить с бытом разных народов. Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества.
Наряду с этим игрушка способствует формированию художественного вкуса ребенка. Игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности.
В настоящее время имеется много признаков, по которым осуществляется классификация игрушек. Наиболее известна классификация игрушек Е. А. Флериной по видам игр: игрушки спортивные, образные, технические, дидактические, театральные, музыкальные и др.
История игрушки начинается с историей самого человека, игрушка существует с самых ранних времен. В древние века у детей были изначальные игрушки : камушки, веревочки, палочки. В средние века встречаются игрушки для знати, выполненные из дорогостоящих материалов и игрушки для простолюдинов. С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды. Конец XIX - начало XX вв. - время развития технических игрушек.
Велика роль народной игрушки, она радует ребенка, забавляет его, помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка.
В настоящее время традиционные игрушки вытесняются видео- и компьтерными играми, масс-медиа и пр.
Современная игрушка не отвечает элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребёнка, его интеллектуального развития и духовного здоровья. Ориентируемая на инокультуру и скрытую агрессию такая игрушка не развивает интеллект, сообразительность, не приучает к терпению, не тренирует мелкую моторику руки, а наоборот разрушает ещё не сформированное детское миропонимание и нравственность.
В настоящее время, когда в жизнь детей активно входят игрушки нового поколения, существенно отличающиеся от традиционных, чрезвычайно важно понять и оценить развивающий потенциал конкретных игрушек. Между тем у большинства взрослых (родителей, педагогов, производителей игрушек) отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие ребенка.
Таким образом, в ходе теоретического исследования уточнены функции игрушек, их типы и виды; история их происхождения и развития; дана характеристика современных игрушек – все это соответствует достижению поставленной цели и решению задач.
Библиографический список
1. Абдулаева Е. А., Смирнова Е. О. Роль динамических игрушек в развитии ребенка // Психологическая наука и образование. 2011. - №2. – C. 46-55.
2. Абраменкова В. В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 98 – 108.
3. Александрова Н. С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен: Автореф. – М., 2000.
4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М. : Просвещение, 1968. – 445с.
5. Васильева O.K. Роль образной игрушки в осуществлении игрового замысла детьми младшего дошкольного возраста: Дисс. М., 1983. - 185 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 1997. – 224с.
7. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1983. – 288с.
8. Зинченко О. К. Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста // Воспитание детей в игре: Пособ для воспитат. / Сост. А. К. Матусик – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1983. – 192с.
9. Ивойлова Л. В. Влияние народной игрушки на формирование личности ребенка // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2012 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 96-98.
10. Игрушка. Ее история и значение: Сборник ст. / Под ред. Н. Д. Бартрам. – М., 1912. – 250с.