Лучший педагог года

Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике

Ольга Подгорнова
Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике
▼ Скачать + Заказать документы

Последние два с половиной года я работала над проблемой построения учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода при обучении математике.

Я считаю, что этот подход позволит решить многие проблемы, стоящие перед воспитателем. К таким проблемам можно отнести следующие:

• как обеспечение успешность каждого ребёнка в обучении;

• как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым ребёнком в ходе учебных занятий социального опыта;

Публикация «Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике» размещена в разделах

• как работать на занятии со всей группой и одновременно с каждым ребёнком;

• как найти время на занятии, чтобы выслушать каждого ребёнка.

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия

традиционной формы обучения, связанного с групповой формой организации образовательной деятельности и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне. Активную жизненную позицию ребенка легче сформировать, если он принимает активное участие в образовательной деятельности: участвует в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх.

В теории и практике дифференцированного обучения сделано много, но тема эта, на мой взгляд, неисчерпаема. Я работаю в старшей группе и, с уверенностью заявляю, что проблема дифференцированного обучения в современных условиях стоит особенно остро. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а, главное, по специфике мыслительной деятельности дети сильно отличаются друг от друга. Поэтому на занятиях я использую частично-поисковый, исследовательский и проблемный методы обучения, чтобы у ребёнка возникало желание заниматься, чтобы он сам получал от работы удовольствие.

Я стараюсь на своих занятиях создать условия для максимального раскрытия творческой индивидуальности ребенка. Главное место в жизни дошкольника занимает игра. Это его ведущий вид деятельность. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Для педагога игра является важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Поэтому в календарном плане на неделю, помимо занятия по математике, предусматриваю и другие формы обучения: дидактические игры и игровые упражнения, наблюдения за окружающим миром (с целью формирования математических представлений). С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаюсь индивидуально.

Изучение нового начинаю с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

Для этого использую игровые упражнения («Молчанка», «Что изменилось?», «Найди ошибку» и др.). С игровых упражнений начинаю занятия, посвящённые закреплению знаний. Стимулируя проявления смекалки, сообразительности, эти упражнения помогают сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой.

В работе с дошкольниками 5-7 лет повышается роль словесных приёмов обучения. Направляю и планирую деятельность детей в основном с помощью указаний и пояснений. Вопросы в ходе объяснения («Как ещё можно сделать? Проверить? Сказать?») побуждают ребёнка искать разные способы решения задачи. Дети учатся находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей, и отношений.

Как можно больше вызываю детей для выполнения коротких заданий у своего стола, на наборном полотне

(добавить, убрать предмет, составить пары предметов, что-то показать и т. п.).

На каждом занятии провожу работу с раздаточным материалом. Она формирует у детей необходимые умения и навыки, помогает им лучше осознать способы действия, и позволяет судить о том, как ребята восприняли и усвоили новое.

Работа с раздаточным материалом сопровождается диалогом, в ходе которого я выясняю: нужна ли помощь, что, как и почему он делает.

После выполнения детьми каждого задания организую коллективную проверку его результатов. Ребята рассказывают, что и как они делали, и что получилось. Я оцениваю их деятельность, предлагаю исправить ошибки и только после этого даю новое задание.

По мере накопления детьми опыта даю возможность сначала высказывать предположения о том, что и как надо делать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр., а затем уже выполнять практическое действие. Таким образом, дети учатся планировать способ и порядок выполнения заданий. В подготовительной группе использую словесные игры, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовёт?», «Что длиннее (короче?». На занятиях использую элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования («Кто быстрее найдёт? принесёт? назовёт?», прибегаю к показу интересных картинок, чтению стихотворений, загадок математического содержания. Использую также задания, связанные с выполнением движений. При появлении у ребят признаков утомления (обычно на 12-14 минуте занятия) провожу физкультурную минутку. В конце занятия, как правило, провожу игровое упражнение или дидактическую игру, где принимают участие все дети.

Если на традиционных занятиях от ребёнка ожидают, что он всего лишь вспомнит то, чему его учили на предыдущих занятиях и воспроизведёт эти знания, то в группе с дифференцированным обучением ребёнок должен не только овладеть новыми знаниями в соответствии со своими возможностями, но и использовать их для достижения более высоких результатов. Дети должны учиться думать за себя и самостоятельно работать с раздаточным материалом. Я предлагаю детям серии заданий разных уровней сложности, рассчитанных на разную подготовку ребят и требующих либо простого применения изученного материала по определенному алгоритму, либо решения нестандартных заданий, требующих от детей и умения анализировать изученный материал и, сопоставлять, казалось бы, разрозненные факты, и умение делать выводы.

Задания, составленные таким образом, позволяют:

• значительно расширить практический материал по изучаемым темам;

• более широко продемонстрировать ребятам прикладной характер математики;

дифференцированно подойти к каждому ребёнку; подготовить детей к следующей ступени обучения - в школе.

Список использованной литература:

1. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : «Просвещение», 1985.

3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Публикации по теме:

Особенности проведения подвижных игр в младших группах «Особенности способа проведения подвижных игр в младших группах». Дети двух-трёх лет прогуливаются неравномерным шагом, шаркают ногами,.

Доклад «Особенности проведения бодрящей гимнастики» Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения.

Опытом проведения групповых коррекционных и психопрофилактических занятий Здравствуйте дорогие, уважаемые коллеги. Хочу поделиться собственным опытом в плане проведения групповых коррекционных и психопрофилактических.

Особенности подготовки и проведения праздников в детском саду Особенности подготовки и проведения праздников в детском саду Спросив любого ребенка - что такое праздник? Скорее всего, он ответит - это.

Особенности проведения урока литературного чтения в начальной школе Изучение методик преподавания выразительного и яркого чтения на уроках в младших классах нужно знать каждому педагогу, так как определённое.

Принципы построения системы занятий пальчиковой гимнастикой В основу разработанных около 30 разноплановых занятий легли следую-щие принципы: 1. Принцип "от простого - к сложному". 2. Принцип активности.

Рекомендации для проведения занятий по изобразительной деятельности С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно,.

Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов» Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов». Одной из разновидностей.

Экологические проекты и акции. Особенности проведения «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Методика проведения зимних развивающих занятий Видео .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 14:12
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Подгорнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД