Ольга Подгорнова
Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Последние два с половиной года я работала над проблемой построения учебных занятий на основе личностно-ориентированного подхода при обучении математике.
Я считаю, что этот подход позволит решить многие проблемы, стоящие перед воспитателем. К таким проблемам можно отнести следующие:
• как обеспечение успешность каждого ребёнка в обучении;
• как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым ребёнком в ходе учебных занятий социального опыта;
Публикация «Особенности построения и проведения дифференцированных занятий по математике» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• как работать на занятии со всей группой и одновременно с каждым ребёнком;
• как найти время на занятии, чтобы выслушать каждого ребёнка.
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия
традиционной формы обучения, связанного с групповой формой организации образовательной деятельности и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне. Активную жизненную позицию ребенка легче сформировать, если он принимает активное участие в образовательной деятельности: участвует в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх.
В теории и практике дифференцированного обучения сделано много, но тема эта, на мой взгляд, неисчерпаема. Я работаю в старшей группе и, с уверенностью заявляю, что проблема дифференцированного обучения в современных условиях стоит особенно остро. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а, главное, по специфике мыслительной деятельности дети сильно отличаются друг от друга. Поэтому на занятиях я использую частично-поисковый, исследовательский и проблемный методы обучения, чтобы у ребёнка возникало желание заниматься, чтобы он сам получал от работы удовольствие.
Я стараюсь на своих занятиях создать условия для максимального раскрытия творческой индивидуальности ребенка. Главное место в жизни дошкольника занимает игра. Это его ведущий вид деятельность. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Для педагога игра является важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Поэтому в календарном плане на неделю, помимо занятия по математике, предусматриваю и другие формы обучения: дидактические игры и игровые упражнения, наблюдения за окружающим миром (с целью формирования математических представлений). С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаюсь индивидуально.
Изучение нового начинаю с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных.
Для этого использую игровые упражнения («Молчанка», «Что изменилось?», «Найди ошибку» и др.). С игровых упражнений начинаю занятия, посвящённые закреплению знаний. Стимулируя проявления смекалки, сообразительности, эти упражнения помогают сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой.
В работе с дошкольниками 5-7 лет повышается роль словесных приёмов обучения. Направляю и планирую деятельность детей в основном с помощью указаний и пояснений. Вопросы в ходе объяснения («Как ещё можно сделать? Проверить? Сказать?») побуждают ребёнка искать разные способы решения задачи. Дети учатся находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей, и отношений.
Как можно больше вызываю детей для выполнения коротких заданий у своего стола, на наборном полотне
(добавить, убрать предмет, составить пары предметов, что-то показать и т. п.).
На каждом занятии провожу работу с раздаточным материалом. Она формирует у детей необходимые умения и навыки, помогает им лучше осознать способы действия, и позволяет судить о том, как ребята восприняли и усвоили новое.
Работа с раздаточным материалом сопровождается диалогом, в ходе которого я выясняю: нужна ли помощь, что, как и почему он делает.
После выполнения детьми каждого задания организую коллективную проверку его результатов. Ребята рассказывают, что и как они делали, и что получилось. Я оцениваю их деятельность, предлагаю исправить ошибки и только после этого даю новое задание.
По мере накопления детьми опыта даю возможность сначала высказывать предположения о том, что и как надо делать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр., а затем уже выполнять практическое действие. Таким образом, дети учатся планировать способ и порядок выполнения заданий. В подготовительной группе использую словесные игры, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовёт?», «Что длиннее (короче?». На занятиях использую элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования («Кто быстрее найдёт? принесёт? назовёт?», прибегаю к показу интересных картинок, чтению стихотворений, загадок математического содержания. Использую также задания, связанные с выполнением движений. При появлении у ребят признаков утомления (обычно на 12-14 минуте занятия) провожу физкультурную минутку. В конце занятия, как правило, провожу игровое упражнение или дидактическую игру, где принимают участие все дети.
Если на традиционных занятиях от ребёнка ожидают, что он всего лишь вспомнит то, чему его учили на предыдущих занятиях и воспроизведёт эти знания, то в группе с дифференцированным обучением ребёнок должен не только овладеть новыми знаниями в соответствии со своими возможностями, но и использовать их для достижения более высоких результатов. Дети должны учиться думать за себя и самостоятельно работать с раздаточным материалом. Я предлагаю детям серии заданий разных уровней сложности, рассчитанных на разную подготовку ребят и требующих либо простого применения изученного материала по определенному алгоритму, либо решения нестандартных заданий, требующих от детей и умения анализировать изученный материал и, сопоставлять, казалось бы, разрозненные факты, и умение делать выводы.
Задания, составленные таким образом, позволяют:
• значительно расширить практический материал по изучаемым темам;
• более широко продемонстрировать ребятам прикладной характер математики;
• дифференцированно подойти к каждому ребёнку; подготовить детей к следующей ступени обучения - в школе.
Список использованной литература:
1. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : «Просвещение», 1985.
3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.