Кривоногова Елена Владимировна
Особенности патриотического воспитания дошкольников в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из важнейших периодов становления личности человека, в это время закладываются основы гражданских качеств, а также формируются представления детей об окружающем их мире, обществе и культуре. В этом возрасте чувства имеют главенствующую роль, все остальные стороны являются вторичными для ребенка.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования важным принципом стал принцип интеграции, означающий взаимодействие образовательных областей, что требует переориентации педагогов с образовательной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. В основе всех занятий лежат адекватные возрасту дошкольников формы образовательной деятельности, такие как экспериментирование, проектирование, наблюдение, введение в проблемные ситуации.
Публикация «Особенности патриотического воспитания дошкольников в современном мире» размещена в разделах
Характер патриотического воспитания подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач современности. В последние годы в нашей стране произошли значительные изменения. Это касается нравственных ценностей и отношения к историческим событиям. У детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Если раньше они постоянно слышали и пели гимн своей страны, то теперь в основном негативно отзываются о ней. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными. Однако трудности переходного периода не должны служить основанием для прекращения патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.
Проблема нравственно - патриотического воспитания является приоритетной для организации воспитательного процесса, в котором решающую роль играют два важнейших социальных института: семья и дошкольные образовательные учреждения.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания.
Понимая важность этой проблемы на современном этапе, я считаю, что без воспитания с раннего возраста уважения к духовным ценностям невозможно развитие характера детей старшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из наиболее сложных направлений по ряду причин, среди которых специфика дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепций и теоретико-методологических разработок (многие исследования характеризуются рассмотрением лишь отдельных аспектов данной проблемы).
Уровень сформированности у детей представлений о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание выбрано педагогом (наличие и количество материала для осознания и понимания, какие методы используются и как организована предметно-развивающая среда в группе.
Целью патриотического воспитания является формирование у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также развитие у них профессионально важных качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
В Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования цели патриотического воспитания определены следующим образом. Создание условий для развития патриотических основ ребенка, потенциала его позитивной социализации, общего личностного, нравственного, этического и познавательного развития, развития спонтанности и творческих способностей на основе адекватной возрасту деятельности в ДОУ. Задачами патриотического воспитания являются
Формирование у детей отношения уважения и чувства сопричастности к своей семье, малой и большой Родине на основе ознакомления с культурой, традициями и природой своей Родины;
Формирование представлений о России как Родине, ее национальных символах и Москве как столице России; и
Воспитание чувства ответственности и гордости за национальные достижения, уважения к культурному прошлому России;
Проявление сострадания к другим людям, стремление оказать помощь и поддержку другим людям; и стремление помогать и поддерживать других;
Формирование толерантности, уважения к другим народам и их традициям;
Бережного отношения к окружающей природной среде, плодам чужого труда, чужому и собственному имуществу;
Формирование элементарных знаний о правах человека оказание психолого-педагогической поддержки семьям, повышение потенциала родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания.
Формирование этих ценностей является результатом целенаправленной и систематической работы.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольном возрасте, но для того, чтобы воспитывать патриотов с ранних лет, педагоги должны знать патриотические качества детей дошкольного возраста, методы и приемы патриотического воспитания дошкольников.
Мощными инструментами патриотического воспитания являются музыка, литература и искусство. Дети должны видеть картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других великих художников, с любовью изображавших природу родного края, слышать стихи А. Блока и С. Есенина, слушать музыку П. Чайковского и С. Прокофьева. При этом должны быть выбраны только произведения высокого художественного качества.
Музыкально тематические вечера с прослушиванием песен революционного и военного периодов, песен о Родине способствуют развитию патриотических чувств детей, вызывают у них интерес к положительным эмоциям, обычаям, традиция микультуре своего народа. Дети дошкольного возраста могут в доступной форме познакомиться с историей создания нашей страны.
В образовательных учреждениях большое значение придается героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Для детей, конечно, это легенда далекого прошлого. Как же конкретизировать для детей абстрактные понятия и рассказать им о событиях того времени, полного героических свершений и подвигов? Для этого пригодятся песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.
После приобщение дошкольников к народной музыке помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей формируется интерес, любовь, уважение и восхищение народом и его талантами. Народные песни, отражающие реальную жизнь, способны оказывать положительное организационное и нравственное воздействие на детское сознание.
Любовь к Родине зарождается в детстве с привязанности к родному краю, к окружающей природе, к селу или городу, где родился и вырос. Развитие и углубление патриотизма тесно связано с формированием представлений о Родине. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особой темой на занятиях музыки является тема о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему немного, но тем не менее воспитатель может подобрать как современные, так и классические композиции, чтобы заинтересовать детей самой темой и создать определенное настроение.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная связь с родителями и семьей. Сегодня эта задача актуальна и особенно трудна. Этос вязано с тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма и гражданского воспитания не считаются важными и часто вызывают лишь смущение.
Знакомство с историей своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет их сопереживать, обращает их внимание на воспоминания о прошлом, на собственные исторические корни. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению вертикальных семейных связей.
Семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок и выставок, детских рисунков, родословных и фамильных гербов крайне важны для понимания детьми того, что семья — это ячейка общества.
Педагогам следует совместно с родителями выбрать и определить тему исследования, разумно ограниченную "регионом" и "временными рамками". Проекты должны включать фольклорное творчество (например, роспись глиняной игрушки, народное ткачество, традиционные местные праздники и обряды, рождественские колядки, русские масленицы, березы и т. д.
Такие инициативы, несомненно, приобщат детей к истории края и его народа, воспитают в них любовь к родному краю, городу и стране.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях, т. к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.