Юлия Варанкина
«Особенности общения с детьми». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения с детьми.
Итак, к трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «Я сам», «гордость за достижение», «система Я».
Кризис трех лет это, прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка.
Доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я.
Публикация «„Особенности общения с детьми“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ситуация «Кризиса трех лет» - первая ступень к формированию личности.
1 – негативизм. Эта поведенческая реакция состоит в том, что ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предлагает кто-то из взрослых. Негативизм вынуждает ребенка действовать вопреки своему аффективному желанию.
2 – упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на чем-то лишь потому, что он этого потребовал. По сравнению с негативизмом упрямство проявляется в ситуациях, где исходно ребенок сам заявил некоторое требование.
3 – строптивость направлена скорее на всю ситуацию воспитания, чем на кого-то конкретно. Сказывается установка ко всему образу жизни, который сложился на трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются.
4 – своеволие заключается в «тенденции к самостоятельности». Своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации.
5 - протест-бунт – поведение начинает носить протестующий характер;
6 - обесценивание – например, отрицательное отношение к родителям;
7 - деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к близким.
Важные правила при общении с ребенком.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Важно постоянно сообщать ребенку, что он нужен и важен, что его существование для нас – радость.
Знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью.
Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку.
Во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом.
Наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Правила, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая – борьба за внимание.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Третья причина – желание отомстить.
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Ребенок приходит к выводу: «И буду плохой!», «Мне все равно».