Юлия Малахова
Особенности мышления и восприятия времени детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку в младшем школьном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени, его социальные связи не носят еще четкой временной ориентации. Связь со временем осуществляется стихийно, поскольку на это влияют некоторые психологические особенности возраста. В этот период над сознанием ребенка давлеет больше восприятие, а не мышление.
Публикация «Особенности мышления и восприятия времени детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В 3-4 года восприятие носит в основном предметный характер. Детям трудно делить время на определённые отрезки, это затрудняет восприятие длительности явлений. Менее сложно для ребенка восприятие последовательности. Этот вид восприятия времени проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, с помощью серий картинок объясняется смена времён года и времени суток. Для ребенка намного легче воспринимать части суток за счёт объективных показателей - положение солнца, освещенности. По мнению Рихтерман Т. Д., опыт о смене частей суток, самостоятельно дети приобрести не могут. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом социального внимания детей. Этому должен способствовать педагог.
Ведущей деятельностью детей 4 года жизни является наглядно-образное мышление, поэтому наиболее эффективно подавать материал образно с возможностью самостоятельного мышления.
Процесс познания и восприятия у ребёнка 4-го года жизни связан с эмоциями.
Информацию, которую получают дети младшего дошкольного возраста во время общения и через отношения, является знанием. Поэтому дети воспринимают только то, что несёт положительные эмоции, интересно, увлекательно, забавно, ново.
У детей 3, 4-го года жизни сохраняется эгоцентризм. Они всё ещё считают себя центром Вселенной и думают, что только их понимания и представление является правильным. Как считают исследователи, эгоцентризм четырёхлетнего ребёнка тесно связан с его восприятием и мышлением.
В силу наглядно-действенного характера мышления младших дошкольников, формировать представления о времени необходимо с опорой на наглядный материал и на личный опыт ребёнка во время проведения режимных моментов. Если подкреплять материал стихотворными текстами – это лучше помогает запоминанию, ритмизирует речь, делает её эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие и память. Поэтому слово, в комплексе с движением является средством для понимания детьми временных отношений.
Тесно связано развитие представлений о времени у младших дошкольников с их личным жизненным опытом. Поэтому у детей самостоятельно в первые годы жизни складываются некоторые собственный представления о продолжительности утра, дня, ночи и вечера. Поэтому так важно начинать знакомить детей с времени – сутки.
Более того у детей есть некоторый накопленный опыт о временах года. Поэтому задача педагога сводится к систематизации, уточнению, формированию правильных представлений об общих признаках времен года, их характерных явлениях.
Разработала
Воспитатель Малахова Юлия Вячеславовна
Ноябрь 2014г.