Юлия Грицко
Основные приёмы работы с листьями деревьев
▼ Скачать + Заказать документы
Основные приёмы работы с листьями деревьев
Для организации эффективной деятельности по работе с листьями деревьев используются приёмы приклеивание, деформирование, отпечатывание, копирование, вырезание и набивание.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ И ИХ ВАРИАТИВНОСТЬ
1. «ПРИКЛЕИВАНИЕ»
1.1. ЦЕЛЫХ ЛИСТЬЕВ
1.2. ЧАСТИ (КУСОЧКОВ) ЛИСТЬЕВ
2. «ДЕФОРМИРОВАНИЕ»
2.1. СКЛАДЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ
2.2. СКРУЧИВАНИЕ ЛИСТЬЕВ
Публикация «Основные приёмы работы с листьями деревьев» размещена в разделах
3. «ОТПЕЧАТЫВАНИЕ»
3.1. КРАСКАМИ
3.2. ПРИ ПОМОЩИ ВОСКОВЫХ КАРАНДАШЕЙ
3.3. НА ПЛАСТИЛИНЕ
4. «КОПИРОВАНИЕ»
4.1. ОБВОДКА ЛИСТЬЕВ ПО КОНТУРУ
4.2. СРИСОВЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ С НАТУРЫ
5. «ВЫРЕЗАНИЕ»
5.1. ТРАФАРЕТА ЛИСТЬЕВ
5.2. ФИГУРЫ ИЗ ЛИСТЬЕВ
6. «НАБИВАНИЕ»
6.1. ПРЯМЫМ СПОСОБОМ
6.2. ОБРАТНЫМ СПОСОБОМ
1. «Приклеивание»
Сухие листья – очень хрупкий материал, и работать с ним, и приклеивать его нужно очень аккуратно и осторожно.
Вариативность приёма :
1.1. Приклеивание целых листьев
1. Отберём листья большого и маленького размера.
2. Перевернём лист выпуклой стороной с прожилками вниз.
3. На более гладкую поверхность листа нанесём кисточкой клей ПВА. Если листья мелкие клей наносим капельным способом.
4. В определённой ритмичной последовательности (большой, маленький или др.) приклеим листья на поверхность в соответствии с разметкой или без неё.
5. Промакиваем излишки клея салфеткой и прижимаем лист к поверхности ладонью руки.
Хорошо использовать листья с переходами цвета. Картина получается живой и более естественной. Обычно у таких растений как тополь или калина очень богатая палитра цвета и листьями можно показать свет и тень.
Результат: Засушенный лист дерева приклеен к основанию работы.
1.2. Приклеивание части (кусочков) листьев
Случается, что в процессе работы или хранения сухие листья ломаются. Сломанные части можно использовать для оформления работ : звездочки, дождинки, дорожку и т. д. Можно сделать мозаику из кусочков листьев. А если приготовить разноцветную крошку, то она поможет оживить фон.
1. Намазываем клей на основание по замыслу, разметке.
2. Посыпаем эту поверхность разноцветной крошкой из кусочков листьев.
3. Прижимаем слегка ладонью руки через салфетку.
Результат: Намеченный рисунок заполнен раскрошенными частичками от листьев, напоминает мозаику.
2.«Деформирование»
Деформирование – это изменение формы чего-либо под воздействие силы. Для изменения формы листьев деревьев используют приёмы складывания и скручивания.
Вариативность приёма :
2.1. Складывание листьев
1. Лист перегибаем и, убедившись, что линия сгиба наметилась правильно, при помощи пальцев рук, движением от себя или слева направо, приглаживаем линию сгиба. Пальцами левой руки при этом придерживаем обе части листа, чтобы они не сдвигались с места.
2. Затем намеченную складку складываем в заданном направлении в соответствии с задумкой.
3. Зафиксируем результат нитками, травинками или проволокой.
Результат: изменённая форма листьев в соответствии с задумкой.
2.2. Скручивание листьев
1. Лист сворачиваем вокруг пальца левой руки или на основании стола пальцами обеих рук.
2. Затем слегка придерживая обе части листа и не надавливая на полученную трубочку, фиксируем на клей или скрепку, точно определив нужный диаметр закрутки.
Результат: изменённая округлая объёмная форма листа в соответствии с задумкой.
3. «Отпечатывание»
В данном случае лист дерева используется и как инструмент - средство создания изображения и как выразительное художественное средство.
Вариативность приема:
3.1. Отпечатывание листьев красками
1. Покрываем лист дерева красками одного цвета или разными цветами со стороны выпуклых прожилок, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края.
2. Затем лист дерева прикладываем окрашенной стороной к бумаге, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.
3. Для получения отпечатка плотно прижимаем лист к бумаге.
4. Затем берём листочек за черенок и осторожно снимаем его с поверхности бумажного листа.
5. Берём следующий листочек, покрасим его в другой цвет и отпечатаем в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
6. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
7. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовываем стволы деревьев, где отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне. Результат: рисунок листьев с нечётким контуром, но с хорошо прорисованной текстурой листа.
3.2. Отпечатывание листьев при помощи восковых карандашей
1. Выкладываем лист дерева, выступающими жилками вверх.
2. Сверху накрываем его листом ксероксной (цветной) бумаги.
3. Заштриховываем поверхность бумаги восковым карандашом.
4. Для усиления цветовой насыщенности отпечатка, получившийся лист дерева заштриховываем повторно, надавливая карандашом посильнее.
5. Для живописности рисунка можно использовать разные цвета восковых карандашей.
Помимо восковых карандашей в этом приёме можно использовать художественные мелки, пастель, уголь и цветные карандаши.
Результат: четко просматриваемая текстура и контур листьев деревьев.
3.3. Отпечатывание листьев на пластилине
Подобный приём можно использовать в работе с мастикой и гипсом, но для работы с детьми лучше взять пластилин.
1. Разминаем и выкладываем пластилин на гладкую поверхность.
2. Затем пластилин раскатываем скалкой в пласт толщиной около 2 см., а неровные края обрезаем.
3. На пластилин выкладываем лист, выступающими жилками вниз.
4. Прокатываем по пласту скалкой с некоторым нажимом.
5. Аккуратно снимаем лист и обрезаем неровные края.
Результат: рельефное изображение листа дерева.
4. «Копирование»
Для того, чтобы научиться копировать необходимо взять ровный без изъянов лист дерева и начать работу.
Вариативность приема:
4.1. Обводка листьев по контуру
1. Берём простой лист дерева.
2. Кладём его на лист бумаги.
3. Берём карандаш и обводим лист по контуру, придерживая его рукой.
Результат: силуэтное изображение листа дерева.
4.2. Срисовывание листьев с натуры
1. Лист дерева кладём перед собой.
2. Начинаем срисовывать лист, зрительно сопоставляя его форму, размер, контурные очертания.
3. Раскрашиваем лист и прорисовываем прожилки карандашами или красками.
Можно положить листья на разном расстоянии от себя и рисовать их на этом расстоянии. Соответственно, на бумаге листья должны быть по размеру такими, как вы их видите, а не в натуральную величину. Это связано с перспективой - предметы кажутся меньше, чем на большем расстоянии они от вас находятся.
Результат: реалистичное изображение листьев деревьев.
5. «Вырезание»
Ножницы для вырезания должны быть хорошо заточены, хорошо закрываться и открываться. Чтобы вырезать ровно, надо, вырезая правой рукой (у правшей, не закрывать ножницы до конца, а продвигаться маленькими шажками вперёд. Все манипуляции с бумагой совершает вспомогательная рука.
Вариативность приёма :
5.1. Вырезание трафарета листьев
1. Исходное изображение силуэта срисовываем от руки «на глаз» или обведём по контуру листьев на бумагу (будущий трафарет).
2. Аккуратно вырезаем контур рисунка ножницами. Воткните конец ножниц в ту часть поверхности, которую вырезаем, доведите разрез до линии.
3. Режем бумагу плавно, не прерываясь, строго по контуру рисунка. Без крайней необходимости не отрываем нож от бумаги.
4. На одном трафарете можно вырезать несколько силуэтов листьев в определённой очерёдности, чтобы в будущем можно было опечатать фриз.
Для дальнейшего творчества можно использовать и внутреннюю часть трафарета (обратный трафарет) и внешнюю (прямой трафарет) (см. ниже приём «Набивать»). Трафарет можно использовать многократно.
Результат: внутренняя часть трафарета - силуэт листа из бумаги, внешняя часть – фон из бумаги.
5.2. Вырезание фигуры из листьев
1. Вырезаем прямую линию - вспомогательная рука просто движется по листу вперед, как бы стремясь "догнать" вырезающую руку.
2. Вырезаем квадрат - доходим до угла изображения, поворачивая лист; не вынимая ножниц, продолжаем вырезать фигуру.
3. Вырезаем круг - после каждых трех надрезов передвигаем руку, держащую лист, поближе к ножницам; при этом левая рука пытается догнать правую.
4. Вырезаем сложные контуры – комбинируем движения рук из вышеизложенных действий.
Результат: фигура любого изображения, полученная из листа дерева (буква, ёлочка, круг и т. д.).
6.«Набивание»
Если вы хотите получить на поверхности точечный рисунок, проще всего это сделать способом набрызга с помощью жесткой кисти, щетки, пульверизатора или краскораспылителя. Для более плотной набивки изображения используется поролоновый тампон и густую краску (гуашевые краски).
Вариативность приёма :
6.1. Набивание прямым способом
1. Для набивки простых рисунков в один цвет берём прямой трафарет.
2. При помощи круглой кисти (тампона) и выбранной краски по трафарету отбиваем точную копию намеченного рисунка.
3. В данном случае фоном служит цвет поверхности.
Результат: Чёткий закрашенный силуэт листьев деревьев, фон вокруг силуэтного рисунка – цвет бумаги.
6.2. Набивание обратным способом
1. При этом способе используем обратный трафарет, где набивается краской только фон.
2. После набивки фона рисунок проявляется за счет цвета самой поверхности (бумаги, а пространство, окружающее рисунок, затемняется или высветляется.
Обратный трафарет также применяется для набивки бордюров и фризов.
Результат: Силуэт листьев деревьев не закрашен, имеет цвет поверхности (листа бумаги). Фон закрашен краской.