Софья Доровских
Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста нормами и правилами ЗОЖ
▼ Скачать
1. Актуальность.
Устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников вызывает тревогу.
Поэтому, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста является приоритетной государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы в дошкольном учреждении по данному направлению.
Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста нормами и правилами ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В связи с этим, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155,
выдвигаются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ.
2. Описание новых образовательных результатов, сформированных
у обучающихся.
Предполагается, что созданные условия обеспечат на этапе завершения дошкольного образования успешное овладение ребенком следующих целевых ориентиров по овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни:
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Он хочет быть здоровым.
- Ребенок подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими.
Он следит за правильной осанкой, принимает активное участи в подвижных играх и в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Он быстро и правильно умывается; насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем; чистит зубы; полощет рот после еды; моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой; следит за своим внешним видом; быстро раздевается и одевается; вешает одежду в определенном порядке; следит за чистотой одежды и обуви;
Он соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); понимает значения сигналов светофора; узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»; различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»; различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объясняет их назначение; знает и соблюдает способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе.
- Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.
Он с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых в развивающих центрах «Секреты здоровья», проявляет активность в беседах о здоровье и ЗОЖ.
3. Характеристика изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для успешного овладения детьми элементарными нормами и правилами ЗОЖ. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса.
В кадровых:
С целью повышения педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников предполагается реализация специальных мероприятий:
- изучение педагогическим коллективом литературы о ЗОЖ;
- осуществление консультативной работы для педагогов ДОУ («Особенности формирования здорового образа жизни в большом городе», «Психологический комфорт в детском саду и дома», «Компьютер и телевизор – друзья или враги» и т. д.);
- просмотр педагогами ДОУ НОД («Какие друзья помогают маленькому растению вырасти?», «Почему люди радуются приходу весны?» и т. д.);
- организация семинаров («Представления дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни», «Игрушка с точки зрения здоровья ребенка» и т. д.);
- проведение педсоветов («Что такое здоровый образ жизни», «Организация здоровьесберегающего пространства» и т. д.).
В научно-методических:
- создание в методическом кабинете ДОУ подборки книг и материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и здоровом образе жизни;
- накопление диагностического материала по проблеме и приведение его в систему с использованием компьютерных технологий.
В материально-технических:
- оборудование уголка релаксации в групповой комнате в соответствии с рекомендациями психолога;
- приобретение интерактивной доски.
В информационных:
- наличие выхода в интернет и электронной почты; компьютеров, объединённых в единую локальную сеть;
- подборка, изучение и анализ журналов: «Здоровье дошкольника»;
- изучение литературы по теме: «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о ЗОЖ».
В организационных :
- организация семинаров-практикумов для родителей («Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Как сохранить зрение?», «Организация рационального режима» и т. д.)
- организация досуговых и оздоровительных мероприятий («Здоровым быть – здорово!», «Весна – время света и воды», «Береги здоровье смолоду!», «За обе щечки!» и т. д., выставок («Мои помощники», «С пользой для здоровья» и т. д. ,
- проведение спортивных соревнований («В здоровье наша сила», «Не зевай!» и т. д., театрализованных представлений («Приключения зубной щетки», «Вася – нехочуха!» и т. д.) с целью установления делового сотрудничества педагогов и родителей;
- осуществление консультативной работы с родителями («Закаливание – важный компонент здорового образа жизни», «Организация здорового питания дошкольника» и т. д.)
- проведение наглядной агитации родителей - оформление информационных стендов для родителей в соответствии с темой ЗОЖ;
- организация открытых Дней здоровья с целью ознакомления родителей с работой педагогического коллектива в данном направлении
В нормативно-правовых :
- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ:
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 4. Охрана здоровья обучающихся);
• Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 7. Приоритет охраны здоровья детей; ст. 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья);
• Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155);
- создание основной образовательной программы ДОУ.