Надежда Колупаева
Организация взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Колупаева, воспитатель
МБДОУ №69 «Дюймовочка», г. Северодвинск
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Воспитание культуры поведения у дошкольника не может осуществляться только в условиях детского сада. Она предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Вот почему столь важно для педагога найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей, в целях обеспечения единства воспитания духовно-нравственной культуры. С этой целью используются формы работы: родительские собрания, консультации, оформление «Уголка для родителей» и другое.
Публикация «Организация взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Очень эффективно оформление стенда или ширмы для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывали бы общие вопросы воспитания, культуры поведения и значения, предпосылки, а также реальные возможности детей. Это вызывает у родителей заметный интерес. Например, в нашей группе в «Уголке для родителей» выставлены папки с разной информацией (папки по правилам дорожного движения, логопед – информирует, советы психолога и др., также висит информационный стенд для родителей, стенд с работами детей и т. д.
Традиционно используются в работе с семьей «Папки – передвижки», которые могут вручаться родителям. Прочитать и осмыслить материал по конкретной теме, родители могут дома, в спокойной обстановке.
С родителями были проведены следующие исследования (в форме тестов и консультации для родителей). Исследования проводились на одной группе, в период с 10 апреля 2014 г. по 30 апреля 2014 г.
1. В «Уголок родителям» были вывешены следующие тесты: «Хороший ли вы воспитатель?». Родителям предлагалось по желанию ответить на вопросы тестов, при этом результаты исследования оставлялись себе. Тесты вызвали высокий интерес у родителей, о чем можно судить по количеству использованных листочков, которые были предложены для ответов. За три дня на вопросы тестов ответили 30 родителей (количество выложенных листочков было предварительно посчитано). Это достаточно высокий показатель (в группе списочный состав детей – 22 ребенка). Отвечая на вопросы предложенных тестов (см. приложение 1 и 2, родители самостоятельно анализировали себя, свои поступки, что заставило многих из них задуматься о своих действиях.
Результаты тестов объективно оценивают отношения родителей к ребенку и, по – необходимости, указывают те направления, которые требуют особого внимания родителей.
2. Вниманию родителей была предложена консультация «Воспитание вежливости в семье». Родители имели возможность взять на вечер домой, что давало возможность им более глубоко осмыслить предложенный материал (см. приложение 3). Отрадно отметить, что консультация не осталась не востребованной.
3. Родителям была представлена возможность познакомиться с «Правилами поведения дошкольника» (см. приложение 4, а также с «Задачами родителей по воспитанию культуры поведения дошкольников» (см. приложение 5).
Перечень правил позволяет родителям представить объем навыков и привычек, которыми должны иметь при себе выпускники дошкольного учреждения.
«Задачи» еще раз указывают на роль родителей в воспитании духовно-нравственных качеств детей.
4. Родителям вновь был предложен тест, для самопроверки «Искусство воспитания» и определенное количество листочков для ответов. За два дня ответили 32 человека, что позволяет сделать вывод о высоком интересе родителей к такому способу сотрудничества, а так же о заинтересованности их в результатах совместной работы.
Вопросы этого теста несколько отличаются от тех, которые были предложены ранее (см. приложение 6, результаты также были обобщены, но конкретные вопросы, на которые родители дали отрицательные ответы сами могут служить рекомендациями в дальнейших семейных взаимоотношениях.
Таким образом, воспитатель ведет работу с родителями в трех направлениях : во-первых, он изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и проблемы в своей педагогической деятельности. Во-вторых, он оказывает помощь родителям в воспитании детей. И в-третьих, чаще всего организует работу для детей детского сада и их родителей.
Столь большое внимание к работе с родителями, видимо, не требует специальных обоснований. Каждому, кто был связан с педагогической практикой, ясно: понимание родителями задач воспитания культуры поведения, владение ими правильными методами воздействия на ребенка – важный педагогический резерв в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога – содействовать повышению педагогической культуры мам и пап, бабушек и дедушек. А такая культура означает владение родителями основами педагогических знаний и действенное применение их на практике.
Суммируя сказанное, хочется подчеркнуть, что согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей.
Хотелось бы отметить высокую активность родителей и заинтересованность, этот вывод обосновывается большим количеством вопросов, которые задавали родители в ходе совместной работы. Таким образом, такая работа с родителями помогает в совместной деятельности.
Приложение 1.
Правила поведения дошкольника.
Культурно-гигиенические правила: Обязательно делай утреннюю гимнастику. Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся. За столом сиди прямо, не клади локти на стол. Правильно пользуйся столовыми приборами. Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу. Закончив еду, клади ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть. Пользуйся салфеткой во время еды. Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней. Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила. Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот платком. После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти одежду.
Правила культуры общения: Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю» и другие. Будь приветлив и вежлив со всеми. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Слушай внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику. Умей выслушать товарища не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай. Уступай в транспорте место малышам и взрослым. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому. Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. д.). Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, повязать шарф. Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно. Умей признать, что был неправ. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему, договориться с ним.
Правила культуры деятельности: Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Доводи начатое дело до конца. Выполняй работу только хорошо. Делай все, что умеешь, сам, не требуя помощи взрослых. Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда относить к вещам и игрушкам бережно. Будь настойчив в достижении цели.
Общие привила нравственности: Радуйся успеху товарища. Будь правдивым, имей мужество признаться в своем проступке. Не перекладывай вину на других. Говори всегда только правду. Дорожи доверием взрослых и товарищей. Не хвастайся даже самым красивым поступком – хорошее дело само за себя говорит. Дал слово – держи его, обещал – выполни. Никого не обижай – ни словом, ни поступком; заботься о младших, помоги им, защищай тех, кто слабее тебя. Живи и поступай так, чтобы окружающим – взрослым и детям – было с тобой приятно и радостно.
Приложение 2.
Задачи родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
1. Необходимо уделять особое внимание воспитанию уважения, приветливости, сдержанности по отношению в близким, окружающим.
2. Очень важно проявлять нетерпимость к таким отрицательным качествам, проявлениям ребенка, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, лень, лживость, эгоизм, тщеславие, т. е. ко всему, что тормозит нравственное развитие.
3. В более старшем возрасте важно пробудить в ребенке критическое отношение к тому, что не дозволено, побуждать ребенка оценивать тот или иной поступок.
4. Необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии.
5. Особое внимание уделять в старшем дошкольном возрасте развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением окружающих, отстаивать свое право в корректной форме, без ссор и конфликтов.
6. Учить ребенка быть деликатным: не доставлять неудобства окружающим, не навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, не задавать неуместные вопросы, не проявлять излишнее любопытство.
7. Необходимо стараться воспитывать в ребенке чувство чуткости. Это моральное качество проявляется в заботе о ближних людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
8. Нужно помнить о воспитании чувства такта, оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
9. Надо учить ребенка быть предупредительным.
10. Большое внимание уделять воспитанию скромности. Эта черта характеризует подлинную воспитанность.