юлия пятницкая
Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В наше время всестороннее развитие личности ребенка предполагает не только воспитание и обучение по той или иной воспитательно - образовательной программе, но и освоение детьми законов окружающей действительности.
Ребенок по природе своей исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию – все это составляет основную линию поведения детей. Именно поэтому, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка.
Публикация «Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Познавательно-исследовательская деятельность (или исследовательское поведение) дошкольника проявляется в виде так называемого "детского экспериментирования" с предметамb или вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.
Замечу, что до введения ФГТ, когда основным видом работы с детьми являлось традиционное обучение (через систему занятий, проблемой было организовать исследовательскую деятельность детей. И одной из причин являлось то, что воспитатели были весьма ограничены в выборе литературы, да и сама литература издавалась, соответственно указанным разделам общеобразовательной программы. Сейчас ситуация с методической литературой поменялась в корне: на полках магазинов появилось огромное количество книг, содержание которых легко адаптировать к основным программам или использовать как парциальные. Обилие литературы также способствует организации планирования почти по всем направлениям непосредственной образовательной деятельности (далее НОД).
Ещё в 2007-2008 учебном году, готовясь к предстоящей аккредитации детского сада, я, неожиданно для себя, столкнулась с проблемой подбора литературы по одному разделу программы: естественно научные представления детей. На тот момент в Госстандартах были четко указаны задачи, стоящие перед педагогами, тот перечень знаний, умений и навыков (ЗУН, от которого на данный момент мы стараемся уходить, которые необходимо донести до дошкольников. Это и географические представления, и знания о Солнечной системе, и экспериментирование, и наблюдения за природными и физическими явлениями. Но, в отличие от других видов детской деятельности, этот раздел был освещен очень мало. На сегодняшний день в условиях ФГТ этот раздел детской деятельности идет как составляющая образовательной области «Познание».
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, развитие познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной.
Немало педагогов, выпустивших сборники с описанием опытов, бесед, но такой широкий раздел нельзя ограничить только этим. Вот и приходится воспитателям искать материал для НОД, заимствуя что - то из экологии, что – то из раздела «Ребенок и окружающий мир», а что – то даже из математики и развития речи. Соответственно и занятия выходят несколько сумбурными, хотя и интересными.
Чтобы решить эту проблему и немного облегчить труд воспитателям по поиску материалов в данной образовательной области, я постаралась систематизировать имеющийся материал и накопленный опыт. Так родилась идея разработать тематическое планирование для организации познавательно – исследовательской деятельности детей.
Надо сказать, что этот раздел в условиях ФГТ не представлен отдельной областью, а выносится во второй блок детской деятельности, который представлен играми, беседами, наблюдениями, индивидуальной работой. Исходя из этого, я разбила весь материал и представила в 4-х направлениях: наблюдение, беседа, опыты, игра.
Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.
Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.
Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.
Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.
В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.
А в этом, на мой взгляд, и заключается понятие о всестороннем развитии личности ребенка, которое имеет огромное значение при дальнейшем обучении ребенка в школе.
Основные задачи:
1. Создать систему работы в образовательной области «Познание» по разделу познавательно – исследовательской деятельности детей;
2. Представить весь материал в специальных видах детской деятельности;
3. Подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.
Младший возраст
Июнь
1. Наблюдение «Песок на участке»
Цель: в ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.
2. Тематическая беседа «Свойства песка»
Цель: знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость
(липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» -
сухой, мягкий, липкий и т. д. ; развивать любознательность, познавательные
способности.
3. Опыт «Сухой и мокрый песок»
Цель: закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства – может
быть сухим и мокрым, сыпучим и вязким; развивать тактильные ощущения,
воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
4. Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, учить использовать
поделки из песка в игровой деятельности, развивать воображение детей.
Ход игры: воспитатель раздает детям формочки для лепки и читает стихи:
«Мы сажали огород,
Мы и сад растили.
Позовем скорей народ,
Чтобы все купили.»
Дети лепят из песка простейшие постройки, воспитатель берет корзину
и идет вдоль «прилавков», собирая продукты:
«Я иду в магазин
Покупать продукты.
Вы продайте мне, ребята,
Овощи и фрукты».
Июль
1. Наблюдение за поливом клумб и огородов на участках
Цель: развивать наблюдательные способности детей, выявить, для чего нужна вода
на участке: полив цветников, огородов, земли, развивать способность делать
простейшие выводы, развивать умение озвучивать их, развивать словарь.
2. Тематическая беседа «Водичка, водичка…»
Цель: вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие
свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная и т. д. ; развивать
активный словарь детей, воспитывать аккуратное обращение с водой.
3. Опыт «Горячий и холодный»
Цель: в ходе опыта дать детям представление о том. Что вода имеет свойство
нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, закрепить правила
безопасной работы с водой, воспитывать желание экспериментировать.
4. Дидактическая игра «Тонет – не тонет»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, развивать воображение,
познавательные способности детей, воспитывать аккуратность в обращении
с водой.
Ход игры: воспитатель достает 2 коробочки, в которых лежат различные предметы,
А дети достают по очереди эти предметы и опускают в емкость с водой,
Определяя при этом, тонет или не тонет предмет.
Сентябрь
1. Наблюдение «Едет машина, гудит машина…»
Цель: учить детей внимательно наблюдать за определенным объектом, отмечая его
Характерные особенности – какой, как действует, где можно увидеть,
Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное
Отношение к дороге.
2. Тематическая беседа «Транспорт на дороге»
Цель: закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить правильному
произношению, учить определять и называть основные характеристики
движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать
активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам
города.
3. Опыт «Заводные машины»
Цель: закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед,
назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать
определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные
способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
4. Подвижная игра «Дорога»
Цель: упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга, развивать
способность оценивать свои действия и действия других детей, развивать
ловкость, быстроту реакции, воспитывать волевые качества.
Ход игры: воспитатель раздает детям шапочки с изображением транспорта, выбирают регулировщика, рисуют дорогу. По сигналу дети – автомобили начинают движение по указаниям регулировщика, при этом используются все характеристики движения: вперед, назад, медленно, быстро.
Октябрь
1. Наблюдение за работой детей подготовительной группы с бумагой (оригами).
Цель: закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах, развивать внимательность, любознательность, продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.
2. Тематическая беседа «Знакомство с бумагой»
Цель: познакомить детей с различными видами бумаги (обычная, писчая, бархатная, глянцевая, учить детей определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать тактильные ощущения, развивать активный словарь детей, воспитывать аккуратность в обращении с бумагой.
3. Опыт «Свойства бумаги»
Цель: закреплять на практике знания детей о свойствах бумаги (рвется, мнется, шуршит, намокает, окрашивается); развивать желание детей проводить экспериментальную деятельность со знакомым материалом, воспитывать аккуратность при работе с бумагой.
4. Театрализованная игра «Покажем спектакль» с использованием картонажного театра
Цель: Закреплять умение определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать умение использовать эти изделия по назначению, развивать умение правильно пользоваться картонажным театром, воспитывать бережное обращение к труду взрослых.
Ноябрь
1. Наблюдение за ветром на прогулке.
Цель: обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый (ветерок); дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра, развивать любознательность детей, внимательность, воспитывать желание участвовать в наблюдении.
2. Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо…»
Цель: закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный; учить делать выводы о связи живой и неживой природы, развивать мыслительные процессы, воспитывать любознательность.
3. Опыты с султанчиками
Цель: учить детей пользоваться султанчиками для определения направления ветра, развивать внимательность, наблюдательность, память, интерес к деятельности, воспитывать желание самим изготавливать дидактический материал.
4. «Что летит, что не летит»
Цель: закрепить знания детей о ветре, его характеристиках, развивать интерес к деятельности, ловкость, память, внимание, учить делать выводы, развивать активный словарь детей.
Ход игры: воспитатель приносит коробку, в которой лежат разные предметы (Бумажный самолетик, игрушечный, «сережки» от клена, листья, железные шарики и т. д.). Поочередно дети бросают на ветер предмет, определяя при этом, что летит, а что падает на землю.
Декабрь
1. Наблюдение за снегом
Цель: учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.
2. Тематическая беседа «На полянку, на лужок
Тихо падает снежок…»
Цель: Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах снега, о возможности его использования для поделок и игр; развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.
3. Опыт с таянием снегом
Цель: познакомить детей со свойством снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом.
4. Игра в снежки
Цель: в ходе игры познакомить детей с таким свойством снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.
Январь
1. Наблюдение за льдом
Цель: выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки.
2. Тематическая беседа «Сравнение снега и льда»
Цель: учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой.
3. Опыт «Разноцветный лед»
Цель: Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом.
4. Дидактическая игра «Что мы возьмем с собой в детский сад»
Цель: в ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает.
Февраль
1. Наблюдение за погодным явлением – мороз
Цель: дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице; продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, развивать мыслительные процессы.
2. Тематическая беседа «Ледяное царство»
Цель: закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной); вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т. д.).
3. Опыт с таянием льда и снега
Цель: определить с детьми, что тает быстрее – снег или лед, почему? Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом.
4. Игра «Заморожу»
Цель: закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам.
Ход игры: воспитатель выполняет роль Мороза. Дети становятся в круг, а воспитатель ходит по кругу и говорит слова «Заморожу, заморожу… носик, щечки, ручки, ножки, ушки». А дети прячут и растирают те части тела, которые называют.
Март
1. Наблюдение за изменениями погоды
Цель: в ходе наблюдения обратить внимание на то, как изменилась погода на улице: тает снег, бегут ручьи, получаются лужи, ярче светит солнышко, установить взаимосвязь между изменениями погоды и одеждой людей, развивать умение сравнивать.
2. Тематическая беседа «Откуда появились ручьи?»
Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, пополнять словарь детей (весна, весенний, талый и т. д., продолжать рассматривать картины, воспитывать внимательность.
3. Опыт «Кораблики»
Цель: в ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи, закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувство юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно – следственные отношения.
4. Подвижная игра «Вороны и воробьи»
Цель: закреплять знания о птицах, учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, реакцию, желание участвовать в подвижных играх, воспитывать умение играть в коллективе.
Ход игры: дети делятся на две команды – вороны и воробьи. Воспитатель дает команду «воробьи» и дети – воробьи летают, по команде «вороны» дети меняются местами.
Воробьи летают
Весну окликают,
Вороны летят,
Воробьев прогнать хотят!
Апрель
1. Наблюдение за дождем
Цель: дать представление детям о таком природном явлении как дождь; обратить внимание детей на то, что дождь иногда идет сильнее, а иногда совсем чуть – чуть; дождь могут сопровождать такие природные явления как гроза, молния и гром; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, внимательно слушать и слышать.
2. Тематическая беседа по картинке «Идет дождь»
Цель: продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления.
3. Опыт «Слабый – сильный дождь»
Цель: в ходе опыта определить силу дождя, развивать тактильные ощущения детей, пополнять активный словарь детей, развивать любознательность, умение анализировать происходящее, сравнивать природные явления, воспитывать интерес к деятельности.
4. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей действовать по правилам игры, развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту, волевые качества, воспитывать умение играть в коллективе.
Ход игры: Дети по команде воспитателя «Солнышко» бегают, играют, но как только прозвучит команда «Дождик» дети бегут в укрытие, под зонтик.
Светит солнышко в окошко,
Детки вышли погулять.
Но по крыше дождь закапал,
Деткам надо убегать»
Май
1. Наблюдение за лужами после дождя
Цель: обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.
2. Тематическая беседа «Зачем нужен дождь?»
Цель: закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Опыт «Куда исчезает вода?»
Цель: в ходе эксперимента установить связь между живой и неживой природой, развивать интерес к экспериментальной деятельности, умение анализировать увиденное, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать желание экспериментировать.
4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»
Цель: закреплять умение детей правильно подбирать одежду в разную погоду (свитер, брюки, плащ – дождевик и т. д.); развивать умение сравнивать и анализировать.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле одеться на прогулку и представляет различные погодные условия (светит солнце, идет дождь, дует ветер и т. д.)