Лучший педагог года

Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

юлия пятницкая
Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В наше время всестороннее развитие личности ребенка предполагает не только воспитание и обучение по той или иной воспитательно - образовательной программе, но и освоение детьми законов окружающей действительности.

Ребенок по природе своей исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию – все это составляет основную линию поведения детей. Именно поэтому, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка.

Публикация «Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познавательно-исследовательская деятельность (или исследовательское поведение) дошкольника проявляется в виде так называемого "детского экспериментирования" с предметамb или вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.

Замечу, что до введения ФГТ, когда основным видом работы с детьми являлось традиционное обучение (через систему занятий, проблемой было организовать исследовательскую деятельность детей. И одной из причин являлось то, что воспитатели были весьма ограничены в выборе литературы, да и сама литература издавалась, соответственно указанным разделам общеобразовательной программы. Сейчас ситуация с методической литературой поменялась в корне: на полках магазинов появилось огромное количество книг, содержание которых легко адаптировать к основным программам или использовать как парциальные. Обилие литературы также способствует организации планирования почти по всем направлениям непосредственной образовательной деятельности (далее НОД).

Ещё в 2007-2008 учебном году, готовясь к предстоящей аккредитации детского сада, я, неожиданно для себя, столкнулась с проблемой подбора литературы по одному разделу программы: естественно научные представления детей. На тот момент в Госстандартах были четко указаны задачи, стоящие перед педагогами, тот перечень знаний, умений и навыков (ЗУН, от которого на данный момент мы стараемся уходить, которые необходимо донести до дошкольников. Это и географические представления, и знания о Солнечной системе, и экспериментирование, и наблюдения за природными и физическими явлениями. Но, в отличие от других видов детской деятельности, этот раздел был освещен очень мало. На сегодняшний день в условиях ФГТ этот раздел детской деятельности идет как составляющая образовательной области «Познание».

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, развитие познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной.

Немало педагогов, выпустивших сборники с описанием опытов, бесед, но такой широкий раздел нельзя ограничить только этим. Вот и приходится воспитателям искать материал для НОД, заимствуя что - то из экологии, что – то из раздела «Ребенок и окружающий мир», а что – то даже из математики и развития речи. Соответственно и занятия выходят несколько сумбурными, хотя и интересными.

Чтобы решить эту проблему и немного облегчить труд воспитателям по поиску материалов в данной образовательной области, я постаралась систематизировать имеющийся материал и накопленный опыт. Так родилась идея разработать тематическое планирование для организации познавательно – исследовательской деятельности детей.

Надо сказать, что этот раздел в условиях ФГТ не представлен отдельной областью, а выносится во второй блок детской деятельности, который представлен играми, беседами, наблюдениями, индивидуальной работой. Исходя из этого, я разбила весь материал и представила в 4-х направлениях: наблюдение, беседа, опыты, игра.

Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.

В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

А в этом, на мой взгляд, и заключается понятие о всестороннем развитии личности ребенка, которое имеет огромное значение при дальнейшем обучении ребенка в школе.

Основные задачи:

1. Создать систему работы в образовательной области «Познание» по разделу познавательно – исследовательской деятельности детей;

2. Представить весь материал в специальных видах детской деятельности;

3. Подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.

Младший возраст

Июнь

1. Наблюдение «Песок на участке»

Цель: в ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.

2. Тематическая беседа «Свойства песка»

Цель: знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость

(липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» -

сухой, мягкий, липкий и т. д. ; развивать любознательность, познавательные

способности.

3. Опыт «Сухой и мокрый песок»

Цель: закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства – может

быть сухим и мокрым, сыпучим и вязким; развивать тактильные ощущения,

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

4. Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, учить использовать

поделки из песка в игровой деятельности, развивать воображение детей.

Ход игры: воспитатель раздает детям формочки для лепки и читает стихи:

«Мы сажали огород,

Мы и сад растили.

Позовем скорей народ,

Чтобы все купили.»

Дети лепят из песка простейшие постройки, воспитатель берет корзину

и идет вдоль «прилавков», собирая продукты:

«Я иду в магазин

Покупать продукты.

Вы продайте мне, ребята,

Овощи и фрукты».

Июль

1. Наблюдение за поливом клумб и огородов на участках

Цель: развивать наблюдательные способности детей, выявить, для чего нужна вода

на участке: полив цветников, огородов, земли, развивать способность делать

простейшие выводы, развивать умение озвучивать их, развивать словарь.

2. Тематическая беседа «Водичка, водичка…»

Цель: вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие

свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная и т. д. ; развивать

активный словарь детей, воспитывать аккуратное обращение с водой.

3. Опыт «Горячий и холодный»

Цель: в ходе опыта дать детям представление о том. Что вода имеет свойство

нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, закрепить правила

безопасной работы с водой, воспитывать желание экспериментировать.

4. Дидактическая игра «Тонет – не тонет»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, развивать воображение,

познавательные способности детей, воспитывать аккуратность в обращении

с водой.

Ход игры: воспитатель достает 2 коробочки, в которых лежат различные предметы,

А дети достают по очереди эти предметы и опускают в емкость с водой,

Определяя при этом, тонет или не тонет предмет.

Сентябрь

1. Наблюдение «Едет машина, гудит машина…»

Цель: учить детей внимательно наблюдать за определенным объектом, отмечая его

Характерные особенности – какой, как действует, где можно увидеть,

Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное

Отношение к дороге.

2. Тематическая беседа «Транспорт на дороге»

Цель: закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить правильному

произношению, учить определять и называть основные характеристики

движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать

активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам

города.

3. Опыт «Заводные машины»

Цель: закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед,

назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать

определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные

способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

4. Подвижная игра «Дорога»

Цель: упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга, развивать

способность оценивать свои действия и действия других детей, развивать

ловкость, быстроту реакции, воспитывать волевые качества.

Ход игры: воспитатель раздает детям шапочки с изображением транспорта, выбирают регулировщика, рисуют дорогу. По сигналу дети – автомобили начинают движение по указаниям регулировщика, при этом используются все характеристики движения: вперед, назад, медленно, быстро.

Октябрь

1. Наблюдение за работой детей подготовительной группы с бумагой (оригами).

Цель: закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах, развивать внимательность, любознательность, продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.

2. Тематическая беседа «Знакомство с бумагой»

Цель: познакомить детей с различными видами бумаги (обычная, писчая, бархатная, глянцевая, учить детей определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать тактильные ощущения, развивать активный словарь детей, воспитывать аккуратность в обращении с бумагой.

3. Опыт «Свойства бумаги»

Цель: закреплять на практике знания детей о свойствах бумаги (рвется, мнется, шуршит, намокает, окрашивается); развивать желание детей проводить экспериментальную деятельность со знакомым материалом, воспитывать аккуратность при работе с бумагой.

4. Театрализованная игра «Покажем спектакль» с использованием картонажного театра

Цель: Закреплять умение определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать умение использовать эти изделия по назначению, развивать умение правильно пользоваться картонажным театром, воспитывать бережное обращение к труду взрослых.

Ноябрь

1. Наблюдение за ветром на прогулке.

Цель: обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый (ветерок); дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра, развивать любознательность детей, внимательность, воспитывать желание участвовать в наблюдении.

2. Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо…»

Цель: закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный; учить делать выводы о связи живой и неживой природы, развивать мыслительные процессы, воспитывать любознательность.

3. Опыты с султанчиками

Цель: учить детей пользоваться султанчиками для определения направления ветра, развивать внимательность, наблюдательность, память, интерес к деятельности, воспитывать желание самим изготавливать дидактический материал.

4. «Что летит, что не летит»

Цель: закрепить знания детей о ветре, его характеристиках, развивать интерес к деятельности, ловкость, память, внимание, учить делать выводы, развивать активный словарь детей.

Ход игры: воспитатель приносит коробку, в которой лежат разные предметы (Бумажный самолетик, игрушечный, «сережки» от клена, листья, железные шарики и т. д.). Поочередно дети бросают на ветер предмет, определяя при этом, что летит, а что падает на землю.

Декабрь

1. Наблюдение за снегом

Цель: учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.

2. Тематическая беседа «На полянку, на лужок

Тихо падает снежок…»

Цель: Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах снега, о возможности его использования для поделок и игр; развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.

3. Опыт с таянием снегом

Цель: познакомить детей со свойством снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом.

4. Игра в снежки

Цель: в ходе игры познакомить детей с таким свойством снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.

Январь

1. Наблюдение за льдом

Цель: выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

2. Тематическая беседа «Сравнение снега и льда»

Цель: учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой.

3. Опыт «Разноцветный лед»

Цель: Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом.

4. Дидактическая игра «Что мы возьмем с собой в детский сад»

Цель: в ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает.

Февраль

1. Наблюдение за погодным явлением – мороз

Цель: дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице; продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, развивать мыслительные процессы.

2. Тематическая беседа «Ледяное царство»

Цель: закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной); вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т. д.).

3. Опыт с таянием льда и снега

Цель: определить с детьми, что тает быстрее – снег или лед, почему? Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом.

4. Игра «Заморожу»

Цель: закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам.

Ход игры: воспитатель выполняет роль Мороза. Дети становятся в круг, а воспитатель ходит по кругу и говорит слова «Заморожу, заморожу… носик, щечки, ручки, ножки, ушки». А дети прячут и растирают те части тела, которые называют.

Март

1. Наблюдение за изменениями погоды

Цель: в ходе наблюдения обратить внимание на то, как изменилась погода на улице: тает снег, бегут ручьи, получаются лужи, ярче светит солнышко, установить взаимосвязь между изменениями погоды и одеждой людей, развивать умение сравнивать.

2. Тематическая беседа «Откуда появились ручьи?»

Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, пополнять словарь детей (весна, весенний, талый и т. д., продолжать рассматривать картины, воспитывать внимательность.

3. Опыт «Кораблики»

Цель: в ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи, закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувство юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно – следственные отношения.

4. Подвижная игра «Вороны и воробьи»

Цель: закреплять знания о птицах, учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, реакцию, желание участвовать в подвижных играх, воспитывать умение играть в коллективе.

Ход игры: дети делятся на две команды – вороны и воробьи. Воспитатель дает команду «воробьи» и дети – воробьи летают, по команде «вороны» дети меняются местами.

Воробьи летают

Весну окликают,

Вороны летят,

Воробьев прогнать хотят!

Апрель

1. Наблюдение за дождем

Цель: дать представление детям о таком природном явлении как дождь; обратить внимание детей на то, что дождь иногда идет сильнее, а иногда совсем чуть – чуть; дождь могут сопровождать такие природные явления как гроза, молния и гром; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, внимательно слушать и слышать.

2. Тематическая беседа по картинке «Идет дождь»

Цель: продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления.

3. Опыт «Слабый – сильный дождь»

Цель: в ходе опыта определить силу дождя, развивать тактильные ощущения детей, пополнять активный словарь детей, развивать любознательность, умение анализировать происходящее, сравнивать природные явления, воспитывать интерес к деятельности.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей действовать по правилам игры, развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту, волевые качества, воспитывать умение играть в коллективе.

Ход игры: Дети по команде воспитателя «Солнышко» бегают, играют, но как только прозвучит команда «Дождик» дети бегут в укрытие, под зонтик.

Светит солнышко в окошко,

Детки вышли погулять.

Но по крыше дождь закапал,

Деткам надо убегать»

Май

1. Наблюдение за лужами после дождя

Цель: обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.

2. Тематическая беседа «Зачем нужен дождь?»

Цель: закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Опыт «Куда исчезает вода?»

Цель: в ходе эксперимента установить связь между живой и неживой природой, развивать интерес к экспериментальной деятельности, умение анализировать увиденное, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать желание экспериментировать.

4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

Цель: закреплять умение детей правильно подбирать одежду в разную погоду (свитер, брюки, плащ – дождевик и т. д.); развивать умение сравнивать и анализировать.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле одеться на прогулку и представляет различные погодные условия (светит солнце, идет дождь, дует ветер и т. д.)

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 августа 2013 в 13:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия пятницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД