Анжелика Тимощенко
Организация методической работы с молодыми специалистами как средство совершенствования их профессиональной деятельности.
▼ Скачать +Заказ
Организация методической работы с молодыми специалистами как средство совершенствования их профессиональной деятельности
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.
При этом основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Публикация «Организация методической работы с молодыми специалистами как средство совершенствования их профессиональной деятельности,» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет услуги – помощь главной ячейке общества – семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.
Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели повышают профессиональный уровень, у них возникает потребность узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в дошкольном учреждении.
В педагогической науке качество как понятие трактуется неоднозначно. В контексте различных методологических и теоретических подходов сложились разные представления о качестве образования:
в личностно-ориентированном подходе в образовании – это уровень развития личности, ее направленности и способностей;
в культуросообразной модели качество определяется как творчество личности;
в аспекте деятельностного подхода под качеством понимается заданный объем знаний и умений как результат обучения и воспитания;
системный подход обусловливает понимание качества как готовность замены одной образовательной системы на другую.
Однако родители соотносят качество дошкольного образования с развитием индивидуальности детей и степенью их подготовленности к поступлению в школу. Качество для педагогов, как правило, означает полное методическое обеспечение пособиями и разработками педагогического процесса.
Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
Уровень воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, готовностью его для личностного и профессионального развития. От того, как пройдет данный период, зависит, состоится новоявленный воспитатель как профессионал и останется он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др.
Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают трудности - проблема, которая заключается не только в недостатке практического опыта молодых специалистов, но и в отсутствии знаний по дошкольной педагогике, т. к. все начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – выпускники педагогических училищ (факультет начальных классов, высших учебных заведений (социальная педагогика или специальные дисциплины). Вот почему, особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.
На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка молодых специалистов.
Задача руководителя, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам успешно адаптироваться в новом коллективе.
Профессиональная адаптация пройдет успешно, если:
• трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;
• адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе дошкольного учреждения;
• материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Решать эту задачу необходимо с учетом того, что молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап «Адаптационный» 1-й год работы
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя :
- беседу руководителя при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом детского сада, традициями, определение рабочего места;
- изучение нормативно-правовой базы;
- знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу;
- стажировку у более опытного коллеги;
- закрепление педагога-наставника за молодым специалистом;
- заполнение информационной карты педагога;
- составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
- «Школа молодого педагога»
Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании;
- анкетирование (выявление затруднений в работе);
ІІ этап «Развитие» 2–3-й годы работы : процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
ІІІ этап «Совершенствование» 4–5-й годы работы : складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
ІV этап «Становление» 6-й год работы : происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
В каждом дошкольном образовательном учреждении складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
В нашем детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто отработал много лет. В детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, поэтому необходимо проводить разноуровневую, дифференцированную методическую подготовку. Немаловажным аспектом в работе методической службы выступает работа с молодыми специалистами (в нашем коллективе 6 педагогов, имеющих стаж работы до 3 лет).
Считаем, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Свою деятельность строим по принципу партнерского сотрудничества, стремимся все шире использовать активные формы методической работы : деловые и ролевые игры, круглый дискуссионный стол, метод “педагогического боя” и другое.
Проведенный анализ качественного состава педагогов показал:
- в 2008-2009 учебном году 14% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты.
- в 2009-2010 учебном году 17%– от общего числа педагогов составляют молодые специалисты.
- в 2010-2011 учебном году 37%– от общего числа педагогов составляют молодые специалисты.
Из проведенного анализа видно, что рост молодых специалистов наблюдается с 2010-2011 учебного года.
Определили цель и основные задачи работы с данной группой воспитателей.
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечение наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
2. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов,
3. Совместное планирование карьеры молодых специалистов с наставником.
В сентябре 2010 года организована “Педагогическая гостиная молодого воспитателя”; разработано Положение о “Педагогической гостиной молодого воспитателя”, которое рассмотрено и утверждено на Совете педагогов.
С тематикой заседаний “Педагогической гостиной молодого воспитателя” педагоги знакомятся в начале учебного года, это позволяет им принять активное участие в жизни детского сада.
С целью определения некоторых черт
характера, педагогических стремлений,
отношения к общественным и педагогическим
процессам среди воспитателей проводим
анкетирование, где обращаем внимание на следующее:
• наличие педагогического дошкольного образования;
• уровень профессиональной подготовки и навыков работы с психолого-педагогической литературой;
• наличие педагогической практики;
• каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
В зависимости от этого молодых специалистов условно разделили на три группы:
• воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;
• воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
• воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
Используем в работе с молодыми специалистами и разработку индивидуального плана профессионального становления :
• назначение наставника;
• педагогическое самообразование и самовоспитание;
• участие в мероприятиях “Педагогической гостиной молодого воспитателя”;
• участие в жизни детского сада.
Работу с молодыми специалистами строим с учетом основных аспектов:
1. Старший воспитатель - молодой специалист :
создание условий для успешной адаптации молодого специалиста на работе;
обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
2. Молодой специалист - ребенок и его родитель:
формирование авторитета педагога, у детей и их родителей.
3. Молодой специалист - коллега :
• оказание поддержки со стороны коллег.
В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры.
Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодые
педагоги учатся проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете оформлен педагогический материал “Интересный опыт” с результатами деятельности по определенному направлению работы всех специалистов детского сада.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов проводим конкурс педагогического мастерства “Искорки творческого поиска”, в котором принимают участие молодые педагоги.
С введением такой формы работы повышается интерес к творчеству, что вызывает высокую активность, совершенствуется умение в разрешении реальных педагогических проблем
и позволяет связывать теорию с практическим
опытом.
Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается?
Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Именно на это в первую очередь обращаем внимание, а, заметив его успехи, отмечаем вслух на заседаниях “Педагогической гостиной” и педагогических часах. Ведь похвала поднимает не только настроение, но и стимулирует интерес к работе.
Считаем, что в коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".