Татьяна Вячеславовна Белорусова
Организация мест уединения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТ УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Белорусова Т. В., воспитатель
МБДОУ города Иркутска детский сад № 180
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников. В саду ребёнок постоянно находится в коллективе, не зависимо от своих мыслей, настроения и переживаний. Содействует этому развивающая среда. В каждой группе воспитатель обустраивает особое место (места, уголок или зону релаксации, где дошкольник может побыть наедине с собой, погрустить, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).
Публикация «Организация мест уединения в детском саду» размещена в разделах
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Дети дошкольного возраста живут своими эмоциями. Управлять переживаниями они еще не научились. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Дети практически не знают себя и не умеют владеть собой, их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить. Поэтому педагогам и родителям важно уметь регулировать эмоции ребёнка.
Очень важно «регулировать», а не подавлять эмоции детей. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Ребёнка не надо стыдить и наказывать за проявление негативных чувств и эмоций.
К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, недостаток внимания, переутомление, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль со стороны взрослых.
Организация соответствующей среды помогает ребёнку правильно управлять своими эмоциями. Уголок уединения используется как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольника.
Сегодня актуально в ДОУ создавать условия личного пространства для формирования психологической стабильности ребё нка и решения важных задач: создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка; расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении; обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия развития.
Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.
«Уголок уединения» — это место, в детском саду, где ребёнок может ощутить себя в полной безопасности может успокоиться, расслабиться, погрустить, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии своей семьи, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
Такое место позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Для организации места уединения не требуется много пространства. Это может быть домик-палатка, шатёр, ширма. Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя. С помощью ширмы можно создать уютное место для уединения, дополнив его необходимыми атрибутами. При организации уголка уединения можно использовать пространство между детской мебелью. Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Не рекомендуется использовать яркие цвета в оформлении «уголка». На пол можно постелить мягкий коврик, положить красочные подушки, кресло-мешок или уютное детское кресло, модули.
В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем возрасте ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение. Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя, а может и побыть с другом.
Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
Предметы для выражения негативных эмоций. Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов: подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться). «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
«Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой. Назначение такой мирилки — преобразовать детский конфликт в увлекательное действие. Вместе с криком можно выплеснуть гнев и обиду Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию. Для расслабления дошкольников могут использоваться: Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых). Красивый настольный фонтан, водопад. Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Привлекательная подвеска заинтересует ребёнка и отвлечёт его от переживаний. Рассматривание фотоальбома помогает ребёнку успокоиться.
В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций». «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков. «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Можно предложить ребёнку положить своё плохое настроение в один мешочек и взять хорошее из другого. Забавная шапочка поможет малышу лучше понять своё эмоциональное состояние или попробовать почувствовать какую-то эмоцию. Подушке или по телефону ребёнок может рассказать о своём настроении, поделиться переживаниями.
В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы, сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности.
Создание «Уголка уединения» является эффективной формой работы в детском саду. Оснащение в уголке должно быть разнообразным и вариативным. Все атрибуты не должны храниться в уголке постоянно. Их надо менять и пополнять по мере необходимости.
Детей надо познакомить с уголком сразу после его организации, предложить осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним. От этого зависит эффективность работы данного уголка.