ирина филиппова
Картотека «Опыты для дошкольников 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты для детей 6-7 лет.
Дорогие родители, коллеги! Как всем известно, наши маленькие изобретатели очень любят экспериментировать и изобретать что то новое и интересное. У каждого родителя, воспитателя возникают вопросы- как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность ребенка? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. Я собрала в этой работе некоторое количество разнообразных опытов. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Публикация «Картотека „Опыты для дошкольников 6–7 лет“» размещена в разделах
Надеюсь, они вам понравятся.
Опыты по изучению свойств песка, глины, почвы
Опыт 1. Сыпучий песок.
Задача: ознакомить со свойствами песка сыпучесть. Оборудование: лоток, песок, лупа.
Насыпать песок в лоток. Рассмотреть через лупу форму песчинок. Взять песок в руку, пропустить сквозь пальцы. Песок сыпучий.
Результат: Песок высыпается из руки.
Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок, которые между собой не слипаются, поэтому его можно сыпать.
Опыт 2. Свойства мокрого песка.
Задача: ознакомить со свойствами мокрого песка. Оборудование: емкость, мокрый песок.
Предложить детям поместить мокрый песок в емкость и попробовать высыпать его. Затем сжать песок в ладонях, обратить внимание на принятую им форму.
Результат: Из песка можно делать постройки и поделки.
Вывод: Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются, песок держит форму.
Опыт 3. Песочные часы.
Задача: ознакомить с назначением песочных часов.
Оборудование: песочные часы.
Проследить за тем, как сыплется песок, ощутить длительность минуты.
Результат: Песок пересыпается за определенное время (несколько минут).
Вывод: Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах.
Опыт 4. Свойства песка и глины.
Задача: учить сравнивать свойства песка и глины. Оборудование: песок, глина, лупы, тарелки.
Рассмотреть песок с помощью увеличительного песка. Он состоит из песчинок, которые очень маленькие, белого или желтого цвета. Похожи ли песчинки между собой? Чем различаются? Затем рассмотреть глину. Видны ли частички глины?
Результат: Песок сыпучий, а глина нет.
Вывод: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине очень мелкие слипшиеся частички. Глина чем-то похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 5. Волшебный материал.
Задача: выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Оборудование: песок, глина, дощечки, палочки.
Предложить детям слепить фигурки из песка и глины, дать им высохнуть и проверить их на прочность.
Результат: Дети опытным путем выясняют свойства глины и песка.
Вывод: Влажная глина сохраняет форму после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. Можно предложить посуду из песка и глины, высушить и попытаться использовать по назначению. Песчаная посуда не держит воду, ломается; глиняная какое то время сохраняет форму.
Опыт 6. Что в почке.
Задача: установить состав почвы.
Оборудование: тарелки, почва, палочки ли пинцеты, лупа.
Предложить детям насыпать на тарелку немного почвы и рассмотреть, из чего она состоит (песок, глина, и растительные остатки).
Результат: Дети рассматривают наличие в почве глины, песка, перегноя и растительных остатков.
Вывод: Почва состоит из песка, глины, перегноя, растительных остатков. Чем больше в почве перегноя, тем лучше она питает растения.
Опыты по изучению свойств огня.
Опыт 1. Свечка в банке.
Задача:
- показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, показать становится меньше, а для горения нужен кислород;
- ознакомить со способами тушения пожара.
Оборудование: свеча, банка.
Предложить детям выяснить, как погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Взрослый зажигает свечу, потом накрывает ее банкой. Дети наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.
Результат: Свеча через некоторое время гаснет.
Вывод: Для горения нужен кислород, банка не дает доступа кислорода, банка не дает доступа кислорода, и огонь гаснет. Для тушения огня используют так же воду, которая при высокой температуры превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Огонь можно засыпать землей, тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет.
Опыт 2. Пламя свечи всегда направлено вверх.
Задача: показать, что пламя свечи направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха.
Оборудование: свеча.
Зажечь свечу, обратить внимание, куда направлено пламя. Подуть на огонь, пламя отклоняется, но если перестать дуть, пламя вновь направлено вверх. Затем свечу медленно наклонить.
Результат. Пламя свечи в обычном состоянии всегда направлено вверх.
Опыты по изучению свойств воздуха.
Опыт 1. Что в пакете.
Задача: учить обнаружить воздух.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты.
Рассмотреть пустой пакет. Что находиться в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал пустой?
Результат: Дети наполняют пакеты воздухом, закручивают их. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт 2. Игры с соломинкой.
Задача: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда исчезли?
Результат: Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воздух вверх пузырьками и лопается.
Опыт 3. Лодочка
Задача: показать, что воздух обладает силой.
Оборудование: таз с водой, лодочка.
Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы «Почему она плавает?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?» Результат: Лодка плавает, если на нее дуешь.
Вывод: Человек выдувает воздух, он толкает. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.
Опыт 4. Поиск воздуха
Задача: учить обнаружить воздух.
Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой.
Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т. д.
Результат: Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха, если дуть трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки, при надувании шарика в него попадает воздух.
Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.
Опыт 5. Что в пакете
Задача: сравнить свойства воздуха и воды. Оборудование: 2 пакета.
Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух. А чем различаются.
Результат:
Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда.
Различия: вода- жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяется некоторые вещества. Воздух- газ, он невидим, невесом. Вывод: У воды и воздуха есть сходства и различия
Опыты по изучению свойств магнита.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Опыт 1. Что притягивает магнит.
Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов – легких и знакомых малышу. Например- носовой платок, бумажная салфетка, карандаш, гайка, копейка, кусочек пенопласта, карандаш и т. д. И, конечно магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать. Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.
Опыт 2. Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры.
Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? На ощупь? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло. На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.
Вывод: Магнит может при магничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло. Взять бабочку с магнитиком посадить ее на лист картона, и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой