Елена Ивановна Чаликова
Опыт работы участника районного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2021
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к уровню организации познавательного развития дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений (далее ФЭМП). В связи с этим возникла проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Публикация «Опыт работы участника районного этапа Всероссийского профессионального конкурса „Воспитатель года России“ в 2021» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Принято считать, что математика – наука серьёзная, сухая, скучная, поэтому многие педагоги стараются «выдержать тон», организованная деятельность с детьми по ФЭМП обычно носит примитивный характер. Передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике.
Работая в группе, отметила у детей недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего процесса в работе воспитателя.
В поисках решения данной проблемы познакомилась с методическими разработками Е. М. Кац и Н. В. Финогеновой, в которых современные авторы предлагают учить дошкольников чему-то новому, интересному и осваивать разные математические представления между делом, играя. Авторы уверены, что маленькие дети лучше думают на ходу, на бегу, на скаку. Как совместить игры, прыжки и беготню с серьёзными занятиями? Удастся ли нам показать детям, что узнавать что-то новое может быть интересно и увлекательно? В поисках ответов на эти вопросы пришла к выводу, что дети любят учиться сами и поэтому важно включать в образовательный процесс «живые игры», дать возможность освоить и закрепить знания в движении и через создание игрового математического пространства.
Цель: формирование познавательного интереса к математике через включение в активную двигательную деятельность.
Задачи:
1. Создание игрового нетрадиционного математического пространства, обеспечивающего двигательную активность.
2. Внедрение в практику игрового обучения при ФЭМП.
3. Создание «Банка математических идей» и картотеки игр математического содержания.
Новизна и оригинальность моего опыта заключается в повышении познавательного интереса детей к ФЭМП через создание нетрадиционного математического пространства и использование игрового материала в активной двигательной деятельности.
Технологичность и практическая применимость педагогических идей моего опыта заключается в том, что созданное нетрадиционное математическое пространство максимально реализует образовательный потенциал всех помещений группы, участка, оборудования, пособий и игр для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает двигательную активность, тем самым сохраняя здоровье детей.
Насыщенная математическим содержанием среда группы трансформируемая (может располагаться в любом помещении, в любом месте, полифункциональная (может использоваться в разных видах детской деятельности, вариативная (наличие различных пространств, обеспечивает свободный выбор детей, доступная и безопасная полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Данный опыт могут использовать как начинающие воспитатели, так и педагоги с высокой планкой мастерства для создания математического пространства в группах старшего дошкольного возраста частично или полностью. Это даст возможность другим педагогам конструировать свои эффективные игровые математические модели в зависимости от способностей, запросов и интересов детей и возможностей педагогов. Предложенные авторские пособия и игры сделаны своими руками и не требуют больших материальных и временных затрат.
Условия реализации опыта :
Профессиональная компетенция воспитателя в вопросах ФЭМП : организация образовательного пространства, выбор технологий, форм мотивирования детей к деятельности.
Обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста.
• Заинтересованность взрослых в результате предматематического развития детей.
Образовательный процесс по формированию элементарных математических представлений мы выстраиваем с учё том следующих принципов:
• доступности - соотнесение содержания, характера и объёма образовательного материала с уровнем развития и подготовленности детей;
• непрерывности - на сегодняшнем этапе образование призвано формировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа на каждой ступени возрастного развития;
• системности – от простого к сложному, на каждом этапе развития должна быть опора на опыт ребенка;
• интегративности - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности;
• активности - работа путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям по ФЭМП;
• творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, формирование у воспитанников собственной познавательной активности и добывания знаний самостоятельно.
1. Пути реализации педагогического опыта
1.1. Создание оригинального математического пространства и его использование.
Наряду с традиционным Центром математики, который оснащён различными материалами, атрибутами, дидактическими играми, головоломками, конструкторами, математическими коллекциями, детскими книгами в групп мы создаём нетрадиционное математическое пространство, которое даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом, закрепить полученные знания в ходе режимных моментов, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества через включение в активную двигательную деятельность.
Обязательное условие – наличие дидактических материалов и игровых пособий, активизирующих познавательную деятельность: многофункциональные игровые поля, математические схемы и модели, мобили и др.
Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра группы, приемных и спален (стен, дверей, пола, потолка, даже радиаторных решеток) мы смогли «увеличить» игровое математическое пространство группы и повысить развивающий эффект среды.
Напольные игровые математические поля - это своеобразный способ «материализации» времени, моделирования пространства, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Наглядная схема позволяет легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы. На полу в группе созданы игровые математические поля: «Круглый год», «Дни недели». Дети, играя и перемещаясь по группе, закрепляют дни недели, части суток, месяцы, времена года.
«Умные шкафчики». Детям в доступной, увлекательной форме в виде мини-экскурсии даётся материал по ФЭМП. На дверцах шкафчиков размещаются различные задания «Соседи числа», «Реши примеры» и др. Дети имеют возможность в свободной деятельности, во время режимных моментов (сборов на прогулку или домой, в подгруппах или по одному, закрепить материал, полученный в ходе НОД, а также поделиться с родителями новыми математическими знаниями. При помощи игровых математических полей, классиков, лабиринтов, мобилей, «умных» шкафчиков» дети могут самостоятельно придумать и организовать игры.
Оформление прогулочных участков. Разрисованные веранды, асфальт с математическими заданиями, лабиринтами и классиками помогают детям закрепить полученные знания по ФЭМП на прогулке в игровой обстановке, активизируют умственную деятельность, расширяют математический кругозор детей, являются хорошим дополнением к занятиям по математике, делая их более эмоциональными и разнообразными.
Современные образовательные стандарты требуют от педагога новых идей, творчества. И педагог начинает превращаться в маленького, а иногда и в большого художника.
2. Основные подходы к организации деятельности с детьми
В соответствии с требованиями ФГОС ДО изменилась не только развивающая предметно-пространственная среда, но и технология проектирования образовательного процесса. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от взрослого к ребенку приоритетным становится, во-первых, деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а активно добывает их сам в процессе познавательной деятельности, двигательной активности и игры, во-вторых, игровое обучение – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания при помощи игровых приемов, ситуаций, игровых действий, созданного пространства, выступающих как средство побуждения и стимулирования познавательной активности во всех видах детской деятельности.
Реализация игровой технологии происходит по направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства,
вводится элемент соревнования или движения, т. е. переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые приемы, ситуации, игровые действия используются на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах: в его начале дня или НОД - для концентрации внимания, в середине - для небольшой разрядки, в конце - для повторения.
2.1. Методические приемы, стимулирующие познавательную двигательную активность
Методические приемы Содержание работы
Математическая разминка
День начинаем с интеллектуальной математической разминки, которая не только настраивает на рабочий лад, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать (подпрыгни столько раз, сколько месяцев в году; разложи столько предметов, сколько девочек в группе и др.).
«Живая игра» Дети вживаются в математический образ и изображают цифры, математические знаки, часовые стрелки и др.
«Лови ошибку!» Объясняя материал, намеренно допускаем ошибки. Сначала детей заранее предупреждаем об этом, иногда подсказываем «опасные
места» интонацией или жестом. Учим детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком, движением (прыжок, хлопок и др.) поощряем внимание и готовность вмешаться.
Математический спектакль Знание на время игры становится нашим пространством. Разыгрывается сценка на математическую тему.
ИКТ (презентации, видеоролики,
интерактивные игры). Применение ИКТ в работе является актуальным, перспективным и по-настоящему современным. Использование данного приема позволяет усилить наглядность, облегчить процесс зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, интерактивных игр.
2.2. Банк математических идей
Подвижно-дидактические игры математического содержания
Заниматься математикой лучше во время подвижных игр, ведь любые знания усваиваются легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика ребенка. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому включение в содержание различных видов познавательной деятельности подвижно-дидактические игр математической направленности (Приложение 1) и упражнений, которые предполагают, решение программных задач в подвижной форме будет способствовать разностороннему развитию дошкольников. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника.
Картотека математических игр «в движении»
Разделы программы по
ФЭМП Название игр Направления игр
Количество и счет «Цифропарк»
«Восстанови цифровую дорожку»
«Помири цифры и знаки»
«Математическая разминка»
«Убери число»
«У кого соседи?»
«Живой знак»
«Клоуны с шарами»
«Десяточка»
«Перемена мест» и др. - Ознакомление с цифрами и числами;
- усвоение порядкового и количественного счёта;
- сравнение чисел и предметов по количеству;
- составление и решение арифметических задач
Величина «Измени длину»
«Океанариум» «Путь через болото»
«Сварим кашу» и др. - измерение с помощью условной мерки (пяди, шаги, прыжки и т. д.)
Форма «Волшебные палочки»
«Построй по эскизу»
«Волшебный мешочек»
«Построй фигуру» и др. - ознакомление с геометрическими фигурами;
- моделирование геометрических фигур
Ориентировка в пространстве «Преодолей лабиринт»
«Далеко – близко»
«Давай меняться»
«Лабиринт Гарри Поттера» и др. - учить ориентироваться в пространстве разными способами; - моделирование пространственных
отношений
Ориентировка во времени «Неделька, соберись»
«Вчера, сегодня, завтра»
«День – ночь»
«Двенадцать месяцев» и др. - знакомство с временными понятиями;
- развитие представления о времени и
«чувства времени»
Математические проекты
Цель проведения проектной деятельности с математическим содержанием активизировать и мотивировать познавательные интересы детей в области математики, повысить двигательную активность. В нашей группе прошел проект «Путешествие в мир математики», в результате которого дети создали математические мобили помогающие в движении закрепить порядковый и обратный счет. Заинтересовал ребят и проект «Человек и время» : дети не только познакомились с разными видами часов, циферблатом, придумали подвижные игры на ориентировку во времени по часам, но и создали машину времени.
Новое – это хорошо забытое старое
Традиционным для нас стало мероприятие «Из бабушкиного сундука», где дети познакомились с играми своих бабушек (классики, математические секретики, крестики-нолики, счеты и др.).
Игры с резиночками. Самая популярная игра советских девочек становится актуальной и в наше время.
Данная игра помогает закрепить счет, понятия внутри, снаружи, правая и левая нога и др. Мы пошли дальше – с помощью резиночек учим цифры, геометрические фигуры, формы.
Классики, лабиринты. Игры на асфальте были популярны 20-30 лет назад, а сейчас незаслуженно забыты. Используя один рисунок, сделанный из клейкой цветной бумаги на линолеуме, можно играть каждый день, используя разные цели, темы, виды двигательной активности, разные рисунки и задания, что позволяет избежать однообразия и статичности.
Числовой Твистер - двигайся и познавай! Каждый знаком с игрой Твистер, немного креативности: наклейки с цифрами, приклеенные в цветные круги и получился «Числовой Твистер» (можно на асфальте нарисовать большие круги с цифрами). Затем вы называете число, а дети должны указать на цифры, которые в сумме дадут это число. Так
получилась настоящая математическая зарядка! Дети, играя, двигаясь по полю с числами, повторяют счет, понятия «вправо-влево», учатся ориентироваться в пространстве и развивают координацию движений.
Современные интерактивные игры
Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое малыши любят чем-либо структурировать и заполнять. «А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?», «А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил Новый год?», «А 5 дней до моего дня рождения это скоро?», «А сколько книжек перед сном?»
Адвент-календари - календари ожидания в последнее время становятся все более популярными. Суть адвент-календаря состоит в том, что ведется по дням обратный отсчет до нужного дня. Причем каждый день ребенок находит в адвент-календаре какой-то сюрприз - задание или идею досуга на текущий день. А время измеряется в «шоколадках», в маленьких ежедневных сюрпризах или волшебных историях. С помощью заданий адвент-календаря мы создали математический театр, в который дети с удовольствием играют и закрепляют названия геометрических фигур в движении.
Математический лэпбук - тематическая интерактивная папка - самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В лэпбук ребенок собирает материал, картинки, задания по какой-то определенной математической теме (знакомство с цифрой, геометрические фигуры, времена года, часы и др.). Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, рассказать о новых знаниях и открытиях одногруппникам и родителям.
Математика в логоритмических стихах. Для опровержения мнения о «сухости» математики устраиваем на занятиях минутки математической поэзии. Дети с помощью заданных движений учат математические стихи. В стихотворной форме преподносятся правила, понятия, решаются задачки. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: поэтическая речь воздействует на воображение, обуславливает внутреннюю активность, вызывает у воспитанников эмоции, лучше запоминается и осмысливается.
Практика формирования элементарных математических представлений в повседневной жизни ребенка, во всех видах детской деятельности, в ходе режимных моментов через активную двигательную деятельность создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком в непосредственной образовательной деятельности. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания; обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности; оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала.
3. Организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников
Для информирования родителей по данной теме оформлен уголок «Занимательная математика», в котором работают рубрики : «Отгадай-ка», «Веселый счет», «Лабиринты, ребусы, головоломки», где родители могут получить рекомендации и игровые задания для игр с детьми дома, на даче, по дороге в детский сад.
Для родителей проводятся консультации на темы: «Математические игры», «Геометрическая прогулка», «Уличная математика, или Математика вокруг нас» и др. (Приложение 2, проведено родительское собрание на тему: «Математические ступеньки» где была представлена выставка математических и развивающих игр.
Привлекаем родителей к изготовлению дидактических игр, к подготовке и проведению праздников, досугов. Проводим Дни открытых дверей с просмотром занятий по ФЭМП.
Помимо традиционных форм работы активно используем интерактивные, характерные для деятельностного подхода, такие как познавательные акции - «На раз, два!», «Занимательные математические задачи», «Математика? Легко!», цель которых информирование родителей по вопросам познавательного развития и повышение их компетентности в вопросах ФЭМП.
Дни сотрудничества, в рамках которых родители получили практические навыки по развитию математических способностей детей. В ходе проведения был организован мастер-класс «Математика-территория творчества», где родители смогли поиграть в необычные игры с математическим содержанием «Друдлы» (головоломки для развития воображения и креативности, познакомились с историей игрального кубика и с математическим твистером.
Необычно прошел проект для детей и родителей «Моя любимая цифра», где родителям совместно с детьми было предложено нарисовать, слепить из пластилина или солёного теста, сшить, сделать из бросового материала «свою» цифру. А также прошел семейный конкурс «Лучшая картина из геометрических фигур». Родители не остались равнодушными к проведению математической квест-игры, в рамках которой детям и родителям были предложены занимательные задания по математике и любой желающий мог проверить свои математические познания.
Родители проявили креативность в представлении опытов семейного воспитания. В форме видеопрезентации были представлены проекты: «Математика в жизни нашей семьи», «Один день с математикой», «Математика на улице», «Мой ребенок – юный Архимед».
4. Результативность работы с воспитанниками
В ходе наблюдений в спонтанной, специально организованной деятельности с детьми, в рассмотрении творческо-математического продукта проходит анализ усвоения программного материала по ФЭМП.
Следует отметить, что у всех детей группы, повысились предпосылки для достижения личностных, метапредметных, развивающих и воспитательных результатов.
Главными метапредметными результатами можно считать активное использование знаний по ФЭМП в повседневной жизни:
-формирование целостной картины мира (расширение математического кругозора);
-развитие речи (овладение математической терминологией, формулирование выводов, высказывание умозаключений, комментирование движений и др.);
-развитие творческих способностей (создание мобилей, игровых полей,
придумывание игр, стихов, загадок, сказок с математическим содержанием и др.);
- физическое развитие (развитие крупной моторики, основных видов движений и пр.)
Воспитательные результаты :
- воспитание культуры сотрудничества (дети организуют совместную деятельность с воспитателем и сверстниками, умеют самостоятельно объединяться в группы для совместной игры);
- формирование культуры взаимопонимания (дети готовы договориться и помогать друг другу, находить общее решение);
- развитие культуры честного соперничества (дети могут выручить сверстника, считаются с мнением и интересами товарищей по игре, справедливо решают споры и др.)
«Математика вприпрыжку» показала свою эффективность в работе с детьми. Преподнесение теоретического материала небольшими дозами, чередование умственной и практической деятельности, использование наиболее эффективных методов и приемов обучения, интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности в сочетании с двигательной активностью не только создает благоприятную атмосферу и предотвращает наступление утомления, но и повышает познавательный интерес к математике и эффективность процесса обучения: дети чаще улыбаются и смеются при выполнении заданий по ФЭМП, а в конце дня увлечённо рассказывают родителям о занятии математикой как об интересном событии в их жизни.
5. Результативность педагогической деятельности
Изучение, обобщение и реализация данного педагогического опыта проходило в течение двух лет в трех основных этапа :
- на первом этапе поиска новых идей была изучена методическая литература по ФЭМП и выявлены потребности и интересы детей группы, в том числе особые
образовательные потребности детей;
- на втором этапе были сформулированы основные идеи, оригинальные методические подходы и приемы; проанализированы собственные возможности и разработаны основные этапы работы;
- на третьем этапе реализации была создана математическая предметно-пространственная среда группы, а деятельность детей максимально наполнилась математикой; была проведена исследовательская, творческая и рефлексивная деятельность;
Перспектива в работе :
-поиск новых форм сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах математического развития;
- повышение собственной профессиональной компетентности.
Заключение
Из своего опыта работы на практике показало, что создание нетрадиционного математического пространства, применение игрового обучения и использование подвижно дидактических игр благотворно влияют на формирование элементарных математических представлений и способствует повышению уровня математического развития детей. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.