Ольга Крикун
Опыт работы «Школа мяча» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Мяч с незапамятных времен – один из любимых спортивных снарядов человека. В Древней Греции перебрасывали кожаный шар, надутый воздухом, или толкали круглый мешок с песком, привязанный к потолку. Резинового мяча Европа не знала до 16 века. Впервые каучуковый мяч привезли из Америки испанские конкистадоры. В Новом Свете ритуальные игры с мячом были популярны задолго до прибытия туда испанцев. Существовали строжайшие правила: бросать мяч рукой или ударять ступней строго запрещалось. Можно было забросить мяч в кольцо локтем или коленом, покрытыми специальными кожаными накладками.
Публикация «Опыт работы „Школа мяча“ (часть I)» размещена в разделах
С. Попов
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.)» которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, гандбол, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения (катание на велосипеде, на санках и т. д.)
Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определенной последовательности, с усложнением.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная задача — научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) — это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Способы упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд символизирует приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. В игре принимает участие различное количество детей.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, по которой работают многие ДОУ, действия с мячом совершают дети даже раннего возраста. Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.
В старшем дошкольном возрасте навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. На занятиях и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает, ловит. Передавая мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты.
Особенности организации работы спортивной секции.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спор-тивным играм и упражнениям являются организованные занятия.
Занятия спортивными играми и упражнениями направлены преж-де всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной упор в работе спортивной секции, которую я назвала «Школой мяча», я решила делать на ознакомление, закрепление и совершенствование упражнений со всеми доступными видами мячей.
На основе «Программы воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой я составила перспективный план занятий секционной группы. Информационным и методическим обеспечением послужила следующая литература: «Физкультурный калейдоскоп» Н. С. Голицыной и Е. Е. Бухаровой, «Спортивные игры и упражнения» Э. Й. Адашкявичене, «Фитнес-данс» Ж. Е. Фирелевой и Е. Г. Сайкиной, Н. И. Николаева «Школа мяча», журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч».
Основной целью занятий является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание основ техники игр. Однако, обучая и упражняя детей, я старалась познакомить их с различными видами спорта, историей возникновения. Цель этой работы - вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом, навыки здорового образа жизни.
Задачи работы секции :
1. воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями
2. способствовать обогащению и углублению знаний о спортивных играх
3. расширять у детей двигательный опыт.
4. способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.
Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых си-туациях.
Для решения поставленных задач создана и расширяется развивающая двигательная среда и среда познавательного плана – мячи всех размеров, картотека подвижных игр с элементами спортивных игр, дидактические игры, фотографии, иллюстрации, баскетбольные стойки в группы, нетрадиционное оборудование.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражне-ниями — их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.
Вместе с детьми мы посещали соревнования по волейболу, тренировки по волейболу и гандболу в спортивной школе и спортивном комплексе СПК колхоза «Знамя Ленина». Проводятся также занятия в форме экскурсий на футбольное поле, спортзалы ДЮСШ, спорткомплекса. Там дети познакомились с разметкой игрового поля, атрибутами, оборудованием для разных видов игр с мячом. Посещая соревнования по волейболу, тренировки по гандболу, футболу, волейболу, дети вплотную познакомились с этими играми, отметили хорошую физическую подготовку спортсменов и, надеюсь, проникли интересом к данным видам спорта.
Также проводятся занятия в форме соревнования, сюжетные занятия, например: «Я бы в тренеры пошел…», «Цирк». Сюжетные игровые занятия позволяют в привлекательной для детей форме отрабатывать технику движений с мячом, вызывают у детей интерес, желание заниматься в секции.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие проходит как занимательная игра. Я стараюсь не допускать монотонности, скуки, а сами движения и игры доставляют ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.