Наталья Шмелева
Опыт работы по теме «Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Не страшна тому дорога,
кто внимателен с порога!
С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта, постоянно растет автопарк, то в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Так, как дети - это самая незащищенная категория участников дорожного движения, мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма были и остаются предметом особого внимания.
Публикация «Опыт работы по теме „Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах“» размещена в разделах
Порой предоставленные самим себе, дети, особенно малыши, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают свои возможности, считают себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или здесь же затеять игру.
Так можно ли предвидеть и предотвратить беду с малышом? Своевременно привить ему навыки грамотного, безопасного поведения на дороге? Конечно же, можно!
Очень важно, чтобы из сегодняшних ребят выросли грамотные и дисциплинированные участники дорожного движения. А научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших задач, причем задач «дальнего прицела». Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как к безусловной ценности.
Эта задача стоит перед родителями и нами, воспитателями дошкольных учреждений. Прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить! Следовательно, в союзе с родителями, с психологом, нам необходимо научить детей дорожной грамоте, культуре поведения на улице и общественном транспорте. Эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, занятия, прогулку, дорогу домой и в детский сад, домашние ситуации т. п. и так, чтобы ребенку было понятно и интересно.
Поставила перед собой цель
Апробирование действенности методической системы по воспитанию грамотного, культурного участника дорожного движения.
Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения
Поставила перед собой задачи:
Изучить научно-методическую литературу по ПДД.
Найти оптимальные пути решения проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, взаимодействием с окружающей средой (улицей).
Создать условия для реализации методической системы по правилам поведения на дороге.
Разработать систему игр, занятий, экскурсий по ознакомлению детей с улицами поселка, правилами дорожного движения и безопасного поведения на них.
Подготовить и систематизировать наглядный и практический материал, используемый в работе с детьми.
Разработать диагностики, отслеживающие эффективность работы.
Привлечь к сотрудничеству, специалистов, родителей воспитанников дошкольного учреждения, инспектора ГИБДД Архаринского района.
Составить рекомендации, памятки для родителей.
В начале учебного года с детьми старшей группы провела первичные диагностические опросы, тесты, наблюдения для получения данных о состоянии обученности и воспитанности базовым знаниям, умениям, навыкам по правилам безопасного поведения на дороге. После обработки данных определила содержание работы с детьми, составила перспективные планы работы с детьми и родителями на год.
Содержание работы
Старшая группа
Подведение к сознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Правил для пешеходов.
Правила для пассажиров.
Работа светофора.
Знакомство с дорожными знаками
Движение транспорта.
Игры на ориентирование.
Целевые прогулки.
Лучшим вариантом планирования сочла тематическое планирование, которое включило в себя тематические блоки: «Дорога и ее элементы», «Транспорт», «Светофор и дорожные знаки», «Пешеход и правила перехода проезжей части», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».
Тематическое планирование
Старшая группа
Тема Задачи
Дорога и ее элементы Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
Транспорт Закрепить представление о различных видах транспорта, правила поведения пассажиров.
Светофор, дорожные знаки
Закрепить знания о работе светофора.
Знакомить с дорожными знаками.
Пешеход и переход через проезжую часть дороги
Подготовить к правильным действиям в сложившейся
ситуации на дороге, улице.
Перекресток Знакомить с понятием «перекресток».
В работе с детьми придерживаюсь простых, но важных принципов:
Не заучивать с детьми правила, а воспитывать дошкольников. Помочь понять правила, превратить в прочные навыки;
В детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;
Рассказывать и объяснять ситуации с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой;
Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;
Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества нужны для безопасного поведения на дороге;
Как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях по определению расстояния, скорости, размеров;
Использовать все доступные формы и методы работы с детьми. Рассказ и игра, беседа и фильм, чтение книги и прогулка – использовать всё для воспитания безопасного поведения.
Азбуку движения дети постигают на занятиях: по ОБЖ, по ознакомлению с окружающим миром, физкультурных, в изобразительной деятельности; ежедневно в процессе игр, прогулок и прочих мероприятий.
В группе создали уголок по ПДД, в течение года который пополняли различными материалами.
Своими руками и руками воспитанников сделан условный макет улицы, накапливается дидактический материал, настольные игры, атрибуты для сюжетно - ролевых и подвижных игр, художественная литература, которые используются детьми в совместной и самостоятельной деятельности, а также организованной форме обучения.
После знакомства на экскурсиях, целевых прогулках с перекрестком, дорожными знаками, дети могут закрепить свои знания о правилах дорожного движения и правилах безопасного поведения, не выходя на улицу.
Обращаюсь к детям с просьбой назвать основные части, на которые можно разделить дорогу, спрашиваю, для чего они предназначены. Ребята закрепляют знания об улице и дороге, ее элементах в городе /проезжая часть, поребрик, тротуар, разделительная полоса/, и в сельской местности /проезжая часть, обочина, кювет/. Составляют дорогу из полос картона разного цвета или раскрашивают элементы дороги разноцветными карандашами, объясняют свой выбор.
Дети рассказывают о своем пути от дома до детского сада: идут по тротуару или по обочине дороги, где и как переходят дорогу, какие дорожные знаки встречаются у них на пути, всегда ли мама или папа держит за руку, о чем они разговаривают, говорят ли о правилах поведения на дороге.
Подбираю иллюстративный материал: виды улиц, зданий, дорог, перекрестков в разное время года. Выясняем, почему зимой на дороге, улице надо быть особенно осторожным и внимательным, где можно, а где нельзя играть детям.
Вместе с детьми анализируем и обыгрываем игровые и проблемные ситуации, изображенные на плакатах и картинках, беседуем о правилах поведения на улице.
Более наглядно изучить устройство улицы помогла целевая прогулка к перекрестку, где дети увидели один из видов перекрестков. После прогулки свои наблюдения ребята переносили на бумагу: рисовали, выкладывали на фланелеграфе пересекающиеся дороги, транспорт.
Используя серии картин «Транспортные средства», «Машины в нашем городе», настольную игру «Дорожное лото», ребята закрепляют представления о различных видах транспорта, рассказывают о том, каким сигналом оборудован пожарный автомобиль, на каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена». Дети учатся отличать оперативный транспорт от специального, грузового, пассажирского. Пополняют словарный запас новыми словами: бульдозер, бетономешалка, звуковой сигнал, прицеп, капот, педаль тормоза и другие.
На занятии «В гости к бабушке» дети с интересом загадывали и отгадывали загадки о разных видах транспорта, расширяли знания о пассажирском транспорте, узнавали правила безопасного и культурного поведения в автобусе.
В сюжетно – ролевой игре «Мы едем, едем, едем» ребята отрабатывали навыки поведения на остановке и в общественном транспорте, напоминали «своим детям - куклам» и друг другу, что вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место пожилым людям.
В индивидуальных беседах ребята рассказывают о случаях и ситуациях, которые произошли в автобусе, когда они ехали в детский сад, высказывают свое отношение к увиденному, радуются и возмущаются поступками взрослых и детей. Более интересные и необычные истории предлагаю для обсуждения всей группе детей. Такие беседы нахожу очень полезными для воспитанников, потому что случаи взяты непосредственно из нашей жизни.
А вот проследить за работой очень важного прибора под названием светофор нам не представляется возможным. За светофором ребята могут понаблюдать только в городе с родителями. Этот удивительный прибор ребята могут увидеть в нашем поселке только на плакате, на картинке в книжке. Это не значит, что знакомится с его работой и назначением им не нужно. Уже с младшей группы дети знают про «разноцветные огоньки», учатся выкладывать кружки красного, желтого и зеленого цвета на фланелеграфе. В старшей группе ребята закрепляют знания о светофоре, его огромном значении на дорогах города. В беседах на данную тему обсуждали проблемную ситуацию «Что было бы, если бы на светофоре всегда горел красный свет», «Что было бы, если светофор сломался». Предлагаю детям послушать рассказы, сказки и стихотворения о светофоре, о правилах дорожного движения. Очень нравятся детям сказки «Приключение Белоснежки и ее друзей», «Вини Пух и все-все» Елены Гавриловой, а также короткие рассказы, истории, написанные дошкольниками, школьниками, воспитателями и родителями из всероссийской газеты для детей «Добрая дорога детства». В группе есть подборка необходимой литературы (стихотворения, пословицы, загадки, сказки, рассказы) по данной теме.
Представления, полученные на специальных занятиях, прогулках, в соревнованиях, таких как «Что? Где? Когда?», в индивидуальных беседах, дети закрепляют на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду.
Общеизвестно, что дети лучше усваивают полезные знания в игровой форме. Особенно если использовать на занятиях – играх по ознакомлению с дорожными знаками «одушевленные» пособия.
Вот такие «живые» дорожные знаки из бумаги и картона получились у
нас. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении этого пособия, а после усердной работы устроили настоящий парад дорожных знаков. Уже в процессе изготовления знаков, многие ребята запомнили не только название «Дети», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Пункт питания» и другие знаки, которые можно увидеть в нашем поселке, но и к какой группе относится тот или иной знак, что обозначает.
Дети используют пособия и атрибуты в свободное от занятий время, в играх. Для лучшего запоминания дорожных знаков предлагаю игры, сделанные своими руками «Найди такой же знак», «К какой группе относится», «Собери знак», «Домино».
«Игра – есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни», - сказал П. Ф. Лесгафт. Игра должна не только развлекать ребенка, но, прежде всего, обучать его, стимулировать его любознательность, стремление к познанию окружающего мира и самого себя.
Игры помогают детям сдружится, найти общий интерес, через игры по дорожному движению дети учатся группировать знаки по группам, различать по цвету, форме и назначению. Используя дорожные знаки, дети в игре учатся применять их в различных ситуациях. Это не только расширяет содержание игр, но и способствует успешному закреплению правил дорожного движения и безопасного поведения.
Хороший подарок, ценный по своему содержанию, сделали родители воспитанников, приобрели для группы настольно – печатные игры. Среди них обучающая игра «Дорога в школу». На игровом поле предлагается три маршрута, каждый из них имеет свои особенности и неожиданности. Избежать опасности сможет лишь тот, кто знает правила дорожного движения. Ребенок может добраться пешком или на автобусе. Я думаю, что эта игра поможет научить детей правильно переходить дорогу, выбирать безопасный маршрут.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил безопасного поведения на дороге, провожу групповые прогулки по тротуару, к пешеходному переходу, к автобусной остановке для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за посадкой и высадкой из автобуса, объясняю, как правильно перейти дорогу. Вернувшись с прогулки, дети делятся впечатлениями, рассказывают о дорожных знаках, указателях, пешеходных переходах.
На специальных занятиях с использованием макета и в свободной игре, дети закрепляют представления о том, что пешеходы ходят по тротуару, если нет тротуара (на загородной трассе, то по левой обочине дороги, навстречу движущемуся транспорту. Пешеходы переходят улицу в специальных местах, по пешеходному переходу, если нет пешеходного перехода, внимательно смотрят налево, потом направо, и только затем, если нет вблизи транспорта, переходят дорогу. Дети закрепляют знания о том, что дорогу надо переходить быстрым шагом, не бегом, под прямым углом. Ребята учатся самостоятельно расставлять дорожные знаки : «Пешеходный переход», «Дети», «Пункт питания», «Место остановки автобуса», «Движение пешеходов запрещено» и другие на предложенном макете, наводить порядок на проезжей части и тротуаре, правильно расставлять фигурки пешеходов и игрушечные машины.
С помощью наглядных пособий (картин, плакатов, дидактических игр, дети узнали о подземном и надземном переходе - самых безопасных переходах в городе. Ребята учили стихотворения о пешеходах, разных пешеходных переходах «Шагая осторожно» С. Михалкова, «Песенка о правилах» Я. Пишумова и др.
Частыми гостями в детском саду стала агитбригада из МОУ СОШ № 95. Уже который раз школьники удивляют наших детей, несут ценную информацию в интересной, увлекательной форме. Их спектакль «Буратино на улице города», сказка «Однажды на дороге» не оставили ни ребят, ни взрослых равнодушными. После выступления школьники предлагали детям ответить на вопросы по теме дорожного движения, вместе играли в подвижные игры.
Моим ребятам очень понравились выступления школьников. «Они, как артисты, мы тоже хотим так выступать», - заявили дети. Мы решили на следующий год создать свою агитбригаду и учить младших воспитанников безопасному поведению на дороге.
В конце учебного года провела диагностику знаний детей, используя беседы, тесты и опросы, а также викторины, когда простая форма вопросов сочетается со встречей сказочных героев, с занимательной игрой или проведением конкурсов, например, викторина «Знатоки правил дорожного движения».
По результатам диагностики прослеживается стойкая динамика уровня усвоения знаний дошкольниками правил безопасного поведения на дорогах.
Учитывая итоги диагностики, определила содержание работы и составила перспективные планы на следующий учебный год.
Подготовительная к школе группа
Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего микрорайона к детскому саду.
Соблюдение правил дорожного движения.
Работа водителя.
Правила для пешеходов.
Значение дорожных знаков
Подготовительная группа
Тема Задачи
Дорога и ее элементы
Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Транспорт Закрепить понятия об общественном транспорте, правилах пользования им и поведении в нем.
Светофор, дорожные знаки
Выяснить и закрепить знания о работе светофора.
Закреплять знания о дорожных знаках.
Пешеход и переход через проезжую часть дороги
Закрепить понятия «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка».
Перекресток Закреплять знания о разных перекрестках.
Сигналы регулировщика Ознакомить с понятием «милиционер-регулировщик», с действиями водителей и пешеходов по сигналу регулировщика.
Организовала работу студии «Юный пешеход» под девизом: «Тот примерный пешеход, кто по правилам идет!».
Поставила задачи:
выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения;
готовить ребят для выступления перед младшими дошкольниками (детская агитбригада, драматизация).
В течение года дети трижды выступали перед воспитанниками своего детского сада, родителями.
1. Агитбригада «Солнышко» (чтение стихов о правилах дорожного движения, частушки о дорожных знаках и др.).
2. Мини-спектакль «Теремок».
3. Сказка «Зверята и дорожные знаки».
В один из весенних дней мы с ребятами посетили районную детскую библиотеку. Нам предложили несколько книжек по правилам дорожного движения. Некоторые из них мы уже читали в детском саду, а некоторые были для ребят неизвестными. Одну из книг мы прочитали и обсудили прямо в читальном зале, а две взяли с собой, предварительно записавшись.
Ребята с удовольствие рассматривали картинки в новых книжках, Оля и Сережа читали по слогам названия рассказов.
Для закрепления знаний по правилам безопасного перехода проезжей части, ориентировки в пространстве, мы ходим на стадион «Юность». Здесь
провожу соревнования, игры, даю детям задания на определение расстояния, размеров, скорости.
Маршрут от детского сада до стадиона дети хорошо запомнили, знают, где находится пешеходный переход, как правильно и в каком месте безопаснее перейти дорогу, если нет перехода.
Мы активно сотрудничаем с социумом нашего поселка для воспитания грамотных участников дорожного движения.
Чтобы работа по безопасности дорожного движения была более систематизированной, целенаправленной, в детском саду разработан проект программы по данной теме под названием «Зеленый огонек».
Педагоги нашего детского сада осознали, что лучше всего дети усвоят правила безопасного поведения на улице в практических занятиях, поэтому было принято решение построить на прилегающей к детскому саду территории настоящую площадку с необходимой разметкой и дорожными знаками.
Работа с родителями
Ни для кого не секрет, что, сколько бы не проводилось занятий по правилам дорожного движения с детьми, результат не будет высоким, если должного внимания привитию детям навыков безопасного поведения на дороге не уделяют родители. Кроме того, недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Прежде всего, родители должны помнить о силе личного примера: ведь если мама, папа или бабушка не соблюдают правила, бегут через дорогу на близком расстоянии от транспорта, то самая добросовестная работа воспитателя окажется недейственной.
Важно, чтобы взрослые, находясь с детьми на улице, сами не допускали оплошностей. Подавляющее большинство несчастных случаев с малышами происходит в присутствии родителей, которые отвлекаются по сторонам, не держат ребенка за руку при переходе улицы или оставляют детей без присмотра. Очень часто, видя шалости детей на улице, они не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности себя подвергают, не приучают детей к культуре поведения на улице, соблюдению правил дорожного движения.
Моя задача убедить родителей в необходимости не пропускать ни одного случая нарушения правил поведения на дороге детьми – своими и чужими, показывать только положительный пример, обучать культуре поведения на дороге.
В начале учебного года родителям старших дошкольников предложила ответить на вопросы анкеты.
Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?
Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?
Как вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
После изучения анкеты провела родительское собрание «Проблема безопасности – общая проблема». Перед родителями выступил сотрудник ГИБДД со сводкой о ДТП в области и конкретно в нашем районе. Познакомила родителей с планом работы по предупреждению ДДТТ на учебный год, предложила принять участие в конкурсе рисунков «Моя улица».
Очень важна наглядная агитация. В приемной оформила специальный уголок информации для родителей по данной теме, где ежемесячно помещаю советы, рекомендации по предупреждению ДДТТ, готовлю папки – передвижки, ширмы.
Родители ознакомились и изучили информацию по темам:
«Советы родителям дошкольников».
«Взрослые! Вам подражают».
«Родителям о правилах дорожного движения».
Проводила беседы, консультации:
«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
«Этого могло не случиться».
«Ребенок в автомобиле».
«Пешеходом быть – наука!»
О поведении в общественном транспорте» и другие.
«Пример родителей – один из факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
В детском саду проходят дни открытых дверей для мам, пап, бабушек и дедушек. В один из таких дней родители посетили занятие «В транспорте», целью которого было познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в транспорте. Родители посмотрели, как проходит беседа с детьми, как ребята умеют анализировать ситуации, делать выводы.
Очень интересно прошел праздник с участием родителей «Движение без опасностей», где папы, мамы и дети выполняли различные задания, участвовали в эстафетах «Внимательный шофер», «Собери дорожный знак», «Сядь в автобус» и другие. В перерывах между соревнованиями звучали песни, стихи, дети и взрослые отгадывали загадки. Ребята закрепляли правила поведения на дороге, знание дорожных знаков, развивали в себе такие качества как внимание, ловкость, быстрота движения и умение самостоятельно пользоваться своими знаниями в определенной ситуации.
Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают одной командой, а в каких-то случаях дети становятся учителями для своих родителей. Как признались некоторые родители, они никогда раньше так серьезно не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге, а теперь, будучи участниками конкурса, они решили никогда не подавать плохой пример своим детям.
Приятно слушать родителей, когда они рассказывают о том, как ребенок держал маму за руку и не дал перейти дорогу, пока не проехала машина. Несмотря на свой возраст, дети хорошо усваивают правила.
Наступает лето с долгими светлыми днями, желанием побегать, поиграть на улице – значит, есть очередной повод собраться с родителями и обсудить, на что следует обратить внимание. В конце учебного года провела родительское собрание, на котором большое место отводилось проблеме безопасности на дороге. В завершении собрания перед родителями выступили дети со стихами и частушками по правилам дорожного движения.
Так совместными усилиями мы стараемся сохранить жизнь и здоровье наших маленьких воспитанников.
После проведения диагностики в завершении работы по теме исследования, увидела, что дети показывают высокий уровень усвоения знаний и умений по данной теме, понимают потенциальную опасность транспорта, ориентируются в дорожной обстановке, знают правила перехода через проезжую часть, у них сформированы навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице. Высокий уровень знаний по данной теме показали 69% воспитанников.