Евтушенко Алена
Опыт работы «Патриотическое воспитание в ДОУ»
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.
Актуальность работы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:
- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;
- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.
Новизна моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу на основе обогащения социальных представлений детей.
Длительность работы над опытом
Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным селом проводилась с января 2021 г по декабрь 2021г.
Целью моей работы является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Решение задач позволило спрогнозировать следующий результат - это воспитанник, способный:
- проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села;
- способный решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
- проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
- проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
- воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
- понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
- интерес к историческому прошлому и настоящему родного села Екатеринославка.
- владение детьми знаниями о семье, детском саде, городе.
- участие родителей в реализации воспитательной системы.
В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:
Игровые,
ИКТ,
Здоровьесберегающие,
Проблемные,
Развивающего обучения,
Проектный метод
Лепбук
- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду мы наполняем радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) - тематический блок, тема;
- интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.
- результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки образовательной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей.
- единые требования к предметно-развивающей среде:
Предметно-развивающая среда в моей группе структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.
- использование системы мониторинга:
сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Теоретическая база опыта
Работу по патриотическому воспитанию начала с изучения научной и методической литературы, которая помогла мне с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. Следующий шаг – создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию: мною были подобраны следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию проводится мной в условиях МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка».
Большая роль в становлении опыта отводилась тесной взаимосвязи с районным краеведческим музеем, МОУ СОШ № 1, районным домом культуры (РДК, районной библиотекой, центром внешкольной работы (ЦВР, другими детскими садами. В своей работе с детьми, на протяжении трёх лет, я пытаюсь систематизировать работу по воспитанию чувств любви к родному селу и к своей стране, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. В программе чётко прослеживается нить воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках.
При составлении перспективного плана работы мною была использована программа Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Используя в работе учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр.
Система организации экскурсий была составлена на основе программы Ветохиной А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н. Г., Грибовой Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет».
Технология системы работы
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Одним из таких подходов, проектный метод. Метод проектов актуален и очень эффективен.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.
В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.
В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект, использование проектного метода один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим направлениям, с целью выполнения поставленных задач.
«Путешествие в историю»
Цель: формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащение новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.
«Вижу чудное раздолье…»
Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
«Быт и традиции»
Цель: знакомство детей с жилищем русских людей; расширение знаний об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формирование представлений о христианских праздниках.
«Моя Родина - Россия»
Цель: знакомство детей с государственной символикой России, области, района.
«Дерево моей семьи»
Цель: воспитывать чувство любви к близким родственникам;
Отдельное место занимает художественная литература: С. Баруздин «Страна, где мы живем», Д. Чибисов «Вечный огонь», Н. Михайличенко «От края до края», «Святое Белогорье», «Родом они ровенчане» и другие. Широко использую пейзажную лирику А. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя», С. Есенина «Береза» и т. д.
Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Праздник победы», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. В своей работе по формированию национально-патриотических ценностей у дошкольников использую методические пособия: Алешиной Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», программу Князевой О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.
В своей группе к тематическим неделям, праздникам организовываю совместно с родителями и воспитателями других групп уголки, выставки:
- «Воинская слава», где находятся атрибуты времен Великой Отечественной войны (гимнастерка, фляжка, полевая сумка командира, альбомы с фотографиями).
- «Мой поселок вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей и другие.
Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, заучиваем русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:
«С родимой земли - умри не сходи».
«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»
«Один в поле не воин»
«Храбрость города берёт»
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Воспитанники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Благодаря работе по патриотическому воспитанию мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «Рождество» и «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Наши любимые, «Наш защитники», «Никто не забыт и ничто не забыто».
Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, - все активные участники праздников.
Большую роль отвожу проведению экскурсий. Беседую с детьми о том, где они провели лето и обращаю их внимание на то, что дети были в разных городах, сёлах и видели, какая красивая и огромная наша страна. На различных экскурсиях дети знакомятся с особенностями таких природных зон как луг, поле, лес, пригорок; знакомятся с трудом человека в природе (посадка леса, полевые работы, устройство лесопитомника, теплицы).
Дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам.
Дети средней группы могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Знакомлю детей с тяжелым крестьянским трудом на земле. На экскурсиях дети видят, как работают их родители, видят результаты труда в поле и на ферме.
Воспитывая будущих граждан страны, учу их радоваться труду на общественное благо, прививаю им чувство ответственности, а потому требую от них чёткого выполнения порученного дела, приучаю самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями:
КВН «О подвигах наших предков»,
Круглый стол «Воспитать патриота и гражданина»,
семинары – практикумы,
посиделки «Встреча с интересными людьми», «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»,
конкурсы рисунков
фотовыставки «Моё любимое село», «Самое красивое место в нашем селе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии» и др.
походы
Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
игровые программы
Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Совместное создание взросло-детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежков», «Моя любимая кукла», «Детка».
Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
Провела родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг - самоделок. Активное участие в презентации приняли семьи Рубаха («Аленкины сказки», Орловых («Сашкины рассказы»). А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».
Заключение
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В. И. Даля, «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на мой взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Результативность опыта
Систематическая работа позволила накопить у детей достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей стала более образной, расширился кругозор и словарный запас, усилился познавательный интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое. Результативность проделанной работы можно отследить в ниже представленном мониторинге.
Результаты диагностики по патриотическому воспитанию детей
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Приняли участие в акциях «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку». У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, походы, а также количественный состав их участников. Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе.
В жизни нашего детского сада укоренились такие традиции: ежегодно проводятся народные праздники - «Осенины», «Масленица»; отмечаются календарные праздники «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 марта», «День Победы»; привычным стал семейный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», выпускной утренник.
В ходе совместной работы старалась помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.
Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей села.
Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию нравственно - патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».