Елена Колесникова
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Городское методическое объединение в МДОУ №39
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края».
Руководитель : старший воспитатель Колесникова Елена Михайловна.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Любовь надо воспитывать! Но одними призывами любить свой город, Родину, ничего не сделать.
Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими
Наш детский сад «Звездочка» много лет углубленно работает над вопросами нравственно-патриотического воспитания. Работа ведется целенаправленно и систематично. Материал, накопленный за многие годы по данному направлению проанализирован и систематизирован в план-программу «Древо Жизни», цель которой формирование нравственного, патриотического и гражданского сознания; воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, главная стратегия ДОУ: создание и укрепление единой эколого-нравственно-оздоровительной системы воспитания. Наш девиз: «В здоровом теле здоровый дух, в здоровой окружающей среде!»
Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
Основные задачи:
1. через развитие исторической памяти и творческих способностей воспитанников дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии.
2. способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного города.
Решаются так же сопутствующие задачи:
-Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.
-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)
-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия
- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.
-Познакомить с интересными людьми города, прославившими его (поэты, музыканты, художники)
-Формировать представления об исконных древних ремеслах, промыслах нашего края.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.
1. Социально-личностное развитие.
Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу», «Город мастеров» и т. д.
Совместное творчество развивает у детей элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных – фольклорных игр.
2. Познавательно-речевое развитие:
Целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, экскурсии по памятным местам города, в магазин «Шуйские ситцы», посещение музеев города.
Составление рассказов на тему «С кем я живу», «Мой город», сочинение стихотворений «О городе, родине, доме», сотворчество детей и родителей.
Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родном городе.
Тема «Народная культура и традиции». В рамках темы были реализованы проекты «Светлая Пасха», «Шуйское мыло», «Ситцевый край», «Семь чудес города Шуя» «Парские калачи».
Проект «День Победы», в котором участвовал весь коллектив ДОУ. Самый серьезный и ответственный проект нашего ДОУ.
Мы учили детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них. ; формировали представления о героях войны и о том как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Вместе с воспитателями, музыкальный руководитель организовала концерт ко дню Победы для ветеранов и тружеников тыла нашего микрорайона «Встреча поколений», где дети дарили свои выступления людям старшего поколения, а затем с большим удовольствием смотрели концерт хора ветеранов г. Шуя.
Музыкальное развитие
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями и родителями организовывала фольклорные развлечения, праздники, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, песенным фольклором, инсценировала хороводы, песни. С детьми разучила песню «Шуя-город мой родной» слова Павловской О. В. муз Лебедевой Т. В. Пополнилась копилка танцевального мастерства новой танцевальной зарисовкой «Ситцевая карусель» под песню Прялица и танцевальной композицией «Россияночка»; «Россиюшка» под песню «Гляжу в озера сини». Автором всех танцевальных композиции, сценариев музыкально-литературных мероприятий в нашем детском саду является музыкальный руководитель Лебедева Т. В.
3. Художественно-эстетическое направление:
Оформление выставок – сотворчество родителей, детей и педагогов.
/Рисование, аппликация, нетрадиционные техники рисования/ на тему «Мой город», «С кем живу», «Моя улица», «Дню Победы – Слава!»
Знакомство с промыслами и ремеслами нашего края (палехская роспись, лаковые миниатюры, валяние валенок, ткачество, прядение, мыловарение, знакомство с парскими калачами и пр.)
Для реализации задач нравственно -патриотического воспитания в нашем детском саду созданы необходимые условия.
В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, фотовыставки: «Люби и знай – родной свой край», выставки рисунков «Мой город», подобраны книги о нашем городе, тематические папки «Земляки-герои», «История города», на группах для родителей оформлялись стенгазеты «Пасха» «День Победы» «Весна пришла» «Наша дружная семья»
В саду существует мини – музей «Русская изба», где собран краеведческий материал по ознакомлению с бытом русского народа; на группах имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства; дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности; наглядно-иллюстрированный материал: "Предметы старины", "Как жили люди на Руси"; организуются выставки детского творчества.
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию :
-Провели анкетирование
-Родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего города»-Вниманию родителей на группах были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего города», «День Победы», консультации
- Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала разной направленности.
-Участвовали в выставках рисунков, в фотовыставках, в совместных развлечениях, праздниках.
-составляли родословную, изучали историю семьи, боевое прошлое своих родных; приняли участие в составлении семейных альбомов.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой город.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться..
Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.
Много дел еще ждет впереди…
Мы гордимся своим родным городом Шуя. Педагогический коллектив под руководством музыкального руководителя Лебедевой Т. В. подготовили для родителей фольклорное, театрализованное развлечение «Как на Шуйской ярмарке!» Тем самым, мы демонстрируем полученные знания о родном городе, подводим итог своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию в течение года. Мы так же прославляем наш особый, уникальный город с его вековой историей.