Золотарева Вера Анатольевна
Описание опыта работы по теме: «Роль семьи в воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Отсюда необходимость творческого союза родителей и воспитателей. Вместе развиваем мы у ребенка ум, характер, его взгляды на окружающий мир, от нас зависит насколько его жизнь будет наполнена посильным полезным трудом и добрыми поступками.
Публикация «Описание опыта работы по теме: „Роль семьи в воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы организации: беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрании, групповые родительские собрании, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые не хотят понимать. Особенно трудно убедить некоторых из них в необходимости воспитания у детей самостоятельности, закаливания. Родители всячески «утепляют» детей, боятся открыть форточку для проветривания. Беседую о том, что необходимо закаливать ребенка, одевать с учетом погоды, облегчая насколько возможно одежду, позволять, чтобы дети ходили по полу в квартире и по траве босиком, проводить водные процедуры.
При наблюдениях за поведением детей в группе даю родителям более конкретные советы, как воспитывать ребенка в семье, договориться о единых требованиях к ребенку и т. д. Таким образом, выясняю, все ли возможности делаются в семье для нормального воспитания ребенка, какая помощь нужна родителям.
При проведении беседы соблюдаю сдержанность, тактичность, использую такие формы обращения как: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить»; «Можно сделать так, а вы как думаете?».
Так же стараюсь выбрать удобное для беседы время, чтобы родители не спешили и тогда можно обстоятельно поговорить о том, что волнует родителей.
Рассказываю родителям о хороших поступках их детей, отмечаю какие навыки ему нужно прививать.
Не обо всем можно говорить при ребенке.
Например, вопросы в его отсутствие: Слушается ли он, не капризен ли?; Приучен ли к порядку? Как ведет себя со сверстниками? Каков подход к нему со стороны взрослых благоприятно влияет на него: мягкий или строгий? Наказывают ли ребенка дома? Есть ли согласованность между членами семьи в воспитании? Какие проявления в детском поведении беспокоят родителей?
Если родители видят интерес к их ребенку, то они охотно рассказывают о своих детях. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю.
Живо и интересно проходят у нас консультации для родителей, подкрепляемые примерами из жизни группы. Родители с доверием принимают мои советы, интересуются, делятся своими сомнениями.
При проведении собраний не тороплюсь давать ответы на все вопросы пап и мам, а предлагаю выступить более опытным родителям, у кого есть чему поучиться. И происходит предметный, поучительный разговор, обогативший присутствующих ценным опытом. Использую в работе и метод анкетирования, который помогает лучше узнать семью, выработать соответствующие рекомендации. Провожу консультации для родителей: «Домашние обязанности детей», «Книги у ребенка дома», «Детские капризы и упрямство, их причины», «Развитие правильной речи у ребенка». Также провожу беседы с родителями, начиная с разговора о положительных качествах ребенка, отмечаю и недостатки, указываю их причины, даю рекомендации, высказываю предложения. На основе всего этого у нас в группе проводились различные конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Елочка зеленая иголочка», «Народная кукла», «Моя родословная», к проведению проекта «Вместе дружная семья» был проведен конкурс на изготовление куклы в национальном костюме.
Работа с родителями ведется систематически и планово коллективно и индивидуально. По мере необходимости организуются субботники. Родители систематически привлекаются к активному участию в жизни группы. За все эти годы у нас сложились дружеские отношения и я думаю, что родители спокойно доверяют мне воспитание своих детей.