Анна Мальцева
Консультация «Как вырастить здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Нет задачи сложнее и важнее, чем вырастить здорового ребенка. Здоровье не существует само по себе, о здоровье нужно заботиться на протяжении всей жизни.
Здоровый образ жизни дошкольника, предполагает действия взрослых, нацеленные на укрепление его здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности дошкольника – биологического, психоэмоционального, социально-культурного и духовно-нравственного. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Публикация «Консультация „Как вырастить здорового ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Мною ведется постоянная работа по сохранению и укреплению здоровья детей с использованием разных видов здоровьесозидающих технологий : физкультурно-оздоровительной, просвещения родителей по общей теории здоровья, технологии организации социально-психологического равновесия ребенка. При использовании физкультурно-оздоровительной технологии, которой я уделяю особое внимание, использую разные формы работы с детьми: пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, босохождение, гимнастику для глаз, упражнения на профилактику плоскостопия, воздушные и солнечные ванны. Так же провожу беседы о здоровье, организовываю спортивные праздники и досуги. Для взаимодействия с семьей использую информационные стенды, консультации и беседы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка.
В современном обществе наблюдается ускорение темпа жизни, дефицит времени, недостаточные условия для организации социально-психологического равновесия. Все это оказывает негативное влияние на здоровье, в том числе и психоэмоциональное.
Психоэмоциональное здоровье является одним из элементов здоровья. А психоэмоциональное здоровье детей дошкольного возраста нуждается в постоянном внимании со стороны взрослых, окружающих ребенка. Воспитатели со своей стороны создают условия в ДОУ, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Это и индивидуальный подход с учетом личных особенностей, психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в детском саду. Важно вовремя показать ребёнку, как понять свои эмоции: не подавлять их, а дружить с ними, ведь именно в период дошкольного детства эмоциональные переживания достигают достаточно высокой степени сформированности в процессе деятельности. Развиваются чувства удовлетворения, радости, огорчения. Все новые социальные эмоции и нравственные чувства возникают и развиваются в процессе практических взаимодействий ребенка с окружающей действительностью и в общении со сверстниками. Вот почему важно развивать эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.
Для развития эмоционального интеллекта у детей воспитатель обычно организует детскую деятельность по ФГОС: игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную и др. Для этого воспитатель использует различные формы работы как традиционные – игры, беседы, театрализация, чтение художественной литературы, так и нетрадиционные, например, интуитивное рисование.
Метод интуитивного рисования основан на исследованиях медиков и психологов, изучающих особенности работы человеческого мозга. Интуитивное рисование, как способ оптимизации эмоционального состояния человека, используется, в основном, в работе с взрослыми.
Новизна моего опыта заключается в том, что я разработала цикл мероприятий по интуитивному рисованию для старших дошкольников. В основу была положена серия
занятий для взрослых, которую я адаптировала в соответствии с возрастными особенностями на основе примерного комплексно-тематического планирования работы с детьми 2-7 лет по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Эти занятия способствуют развитию эмоционального интеллекта ребенка, помогают детям выразить свои чувства и отношение к тому или иному событию, а также понять чувства окружающих их людей.
По мнению Л. Выготского эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Микки Джайном Мейером и Питером Саловеем.
Мною ведется работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта детей через интуитивное рисование. Я использую в своей деятельности различные формы работы с детьми, родителями и коллегами.
Для работы с детьми были разработаны:
- цикл мероприятий по интуитивному рисованию, которые реализуются с детьми старшего дошкольного возраста;
- конспекты мероприятий по интуитивному рисованию в совместной деятельности со старшими дошкольниками в режимных моментах и индивидуальной работе, с подробным описанием способов и приемов рисования;
- картотека дидактических игр и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В группе создан центр уединения, в котором находятся различные предметы, игры, способствующие созданию положительного эмоционального настроя, предупреждающие эмоциональную усталость ребенка.
В приемной находится экран настроения, на котором ребята каждый день отмечают свои эмоции, а если дети поссорились, красочная коробка «мирилка» придет на помощь.
Значительная роль в развитии эмоциональной сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.
Поэтому для меня было важным заручиться поддержкой семей и объяснить родителям необходимость работы по формированию эмоционального интеллекта.
Для родителей:
- разрабатывались буклеты «Ребенок и эмоции», целью которых было вовлечение родителей и детей, понимание актуальности и важности развития эмоционального интеллекта;
- проводились консультации и мастер-классы, после которых родители дома пробовали создавать рисунки с использованием метода интуитивного рисования.
Для педагогов:
- проводился мастер-класс «Метод интуитивного рисования как способ раскрытия и оптимизации эмоционального состояния ребенка».
- разрабатывались буклеты «Метод интуитивного рисования как способ раскрытия и оптимизации эмоционального состояния ребенка».
- педагоги посетили мероприятие со старшими дошкольниками с использованием техники интуитивного рисования «Наш город».
Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой не предусмотрена диагностика результатов развития эмоционального интеллекта. Но опираясь на целевые ориентиры ФГОС ДО была подобрана методика Л. П. Стрелковой «Эмоциональная сфера ребенка», которая предполагает беседы с ребенком, позволяющие исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет.
В ходе этих бесед и наблюдений за детьми в режимных моментах, в НОД, в совместной и индивидуальной деятельности, я заметила, что после проведенной работы дети стали лучше владеть своими эмоциями без негативных проявлений. У детей развилась эмоциональная устойчивость: они научились сдерживать свои эмоции при необходимости. Например, если дети хотят поиграть одной и той же игрушкой, они могут сами договориться об очередности. Также у дошкольников сформировалось целенаправленное поведение, умение управлять собой, своими действиями и поступками. Например, в командных играх дети нацелены на достижение общего результата. Дети научились осознавать и понимать свои действия и поступки, преодолевать препятствия при достижении цели, правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, а также выражать свои эмоции и чувства через различные культурные практики. Мои воспитанники стали стараться довести начатое дело до конца – закончить рисунок, долепить поделку, помочь товарищу, у которого что-то не получается.
Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей дает положительные результаты, развиваются уверенность и самостоятельность в деятельности, положительный эмоциональный настрой: ребенок охотно посещает детский сад, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, стремится к совместным играм