МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Одарённые дети»

Бондарева Наталья
Консультация для педагогов «Одарённые дети»
▼ Скачать + Заказать документы

Одаренные дети

Бондарева Наталья Александровна

Учитель начальных классов

(выступление на ШМО классных руководителей)

Проблема одаренности постоянно привлекала и привлекает психологов. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы. Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по- своему одарен. Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (богом, родителями и т. п., которым наделены единицы, избранные. В современной психолого- педагогической науке принято рассматривать одаренность как динамическое явление. Словосочетание «одаренные дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как дар природы и в этом смысле одаренность предстает перед нами не как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар. Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность - интегральное личностное свойство ( иначе говоря: если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности). Другие сторонники полагали, что видов одаренности существует столько, сколько можно найти точек приложения человеческой активности. В отечественной педагогике и психологии с 30-х г. и до конца 80-хг. Позиция об одаренности нашла выражение у практиков в тезисе «Нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-то области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться…» Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. Многие из психологов основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

Публикация «Консультация для педагогов „Одарённые дети“» размещена в разделах

• Кого из детей можно считать одаренными?

• С чем связана одаренность ребенка?

• Хорошо ли быть одаренным ребенком?

• Как распознать одаренного ребенка?

Частично на эти вопросы постараюсь дать ответы. Вначале обратимся к значению таких слов, как: одаренность, способность, талант, гениальность, вундеркинд. В чем сходство и различие значения данных слов. Исходя из многолетнего опыта работы, до сих пор считаю, что больше встречается на практике способных детей, нежели одаренных. Попробую доказать по возможности. Обратившись к толковому словарю Ожегова, рассмотрим значение слов.

Одаренность - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности.

Гениальность- высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Вундеркинды- дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей учащегося.

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний. Дело в том, что одаренные дети развиваются по своей, особой траектории. Они отличаются огромной потребностью в знаниях, но им нужны ответы на их вопросы, а вовсе не типовой комплект знаний, который чаще всего предлагается в школах.

Начальная школа ориентирована на навыки, знания. Наше дело- дать ребенку возможность раскрыться, научить использовать и развивать свои дарования. Необходима определенная модель работы с детьми, которую мог бы организовать учитель. Элементами такой модели должны стать :

*создание благоприятно творческой атмосферы на уроках;

*мотивированное обучение;

*факультативы;

* создание кружков по интересам;

*участие в олимпиадах;

* групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;

*НОУ;

* творческие мастерские.

Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдений, изучения психологических особенностей РЕЧИ, ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ :

Цели: выявление одарённых детей, создание условий для оптимального развития

Задачи: - самообразование

- Накопление материала по данному вопросу

- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр

- целенаправленные педагогические наблюдения, диагностика

- предоставление возможности совершенствовать в совместной деятельности со сверстниками, руководителями через самостоятельную работу.

- отбор различных систем обучения тех методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми.

1 этап – аналитический (в начальной школе).

Выявление успехов в какой- либо деятельности: учебной, физической, художественной и т. д., целесообразно организовать творческие мастерские (художественного слова, здорового образа жизни и т. д.).

2 этап – диагностический (5-9 классы).

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, внеклассную.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Необходим постепенный переход к обучению не столько фактором, сколько идеями, способами и методами, развивающим мышление, побуждающим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Целесообразны групповые формы работы: проектные задания, научно - практические работы, «мозговые штурмы» и т. д.

3 этап формирование, углубление и развитие способностей учащихся

(10-11 класс).

*проектная методика;

*профильные классы;

С чем связана одаренность ребенка?

Специалисты по работе с одаренными детьми заметили,что дело не в особых генах гениальности,а в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

*Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие

игры, дела,интересы. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты.

*Родители перепоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям.

Это группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, всевозможные специализированные классы в школах.

• Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, ничего не навязывая ребенку, а предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие.

• Для успеха в общеобразовательной школе важны такие типы одаренности как : академическая (дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый материал).

• творческая (способности в литературной деятельности, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления);

• интеллектуальная одаренность (умение мыслить, сравнивать, выделять главное, прогнозировать).

• Легче всего адаптируются «академические» одаренные. К «интеллектуалам» относятся снисходительно. Восхищаются способностями в одной области и порой прощают полную неуспешность в чем-то другом. «Творческие» одаренные дети обычно не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от ориентации (научная, спортивная, художественная и т. д., лежат мотивы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Как распознать одаренного ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Хорошо ли быть одаренным?

Как живется одаренным детям в школе?

В какой области одаренный ребенок проявит себя?

Об этом можно судить по наблюдениям. А ребенку важно предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Одаренными мы считаем таких детей уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им в будущем добиться высоких профессиональных и творческих достижений. Самая сильная потребность таких детей - накопление и усвоение знаний. Самый простой путь - попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы. Другой путь - не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.

Публикации по теме:

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

«Дети и компьютер». Консультация для родителей«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.

Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое - то время.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Консультация для родителей «Интернет и дети»Консультация для родителей «Интернет и дети» Интернет-это пространство,в котором растет и развивается нынешнее поколение детей. Количество времени,которое проводит ваш ребенок в Интернете.

Консультация для родителей «Мы и наши дети»Консультация для родителей «Мы и наши дети» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно относиться к ней, понимать её ценность, может полноценно осуществляться.

Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Одарённые дети»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 09:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Одарённые дети»» (включая файлы) размещена пользователем Бондарева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД