Светлана Ишмуратова
Одаренный ребенок. Основные виды одаренных детей
▼ Скачать
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Публикация «Одаренный ребенок, Основные виды одаренных детей» размещена в разделах
Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.
Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это неозначает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие, но и педагоги и, конечно же, социальные институты.
Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования.
Основные виды одаренных детей
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
Что такое одарённость?
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это отклонения от среднестатистической линии развития человека, превышение по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта.
Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые определяются так:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем заданиям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидума.
«Одаренность» и «талант» - разные понятия. Одаренность чаще относится к познавательным способностям (напр. способность к овладению родным или иностранным языком, а вот термин талант чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости. Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одарёнными детьми, поэтому часто одёргивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.
У одарённых детей высокоразвита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.
Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма (эгоизм, Я – центр мироздания) они нуждаются в помощи взрослых.