Светлана Московская
Конспект занятия «Знакомство с дымковской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять представление о народной игрушке;
закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с дымковской игрушкой“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Формировать умение работать с пластилином.
. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т. д. ;
Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с записью слайд-шоу и диски с записью русских народных песен:
«Барыня»
Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Ход занятия
Приветствие
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось целый день. А для этого мы должны чаще улыбаться. Ведь каждая улыбка это маленькое солнце, от которого становится тепло и хорошо.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к дымковским игрушкам, вы хотите?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)
Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).
- Все готовы? Ковё р взлетает:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковёр взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся!
(открывает декорацию) .
Рассказ педагога
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Звучит тихо мелодия на народную тему.
Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы Дымково. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.
Чтение стихотворений Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. Воспитатель читает
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Хороводная игра «Подарки»
Играющие идут по кругу и проговаривают: «Принесли нам всем подарки. Кто захочет, тот возьмет - вот и кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, воспитатель называет, какой из перечисленных подарков он хочет вручить. Если куклу - дети пляшут, если волчок - кружатся, если самолет - «летят».
А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
- Из чего делают дымковские игрушки?
-В чём обжигаются игрушки?
- Где делают дымковские игрушки?
Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.
Педагог:
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе.
Самостоятельная работа
- А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.
Индивидуальная работа
Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
Итог занятия
Анализ работ
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят козликов на подставку.
Педагог:
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
Раз, два, три!
Лети!
- Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья – подружки,
Мы закончим наш рассказ.