Екатерина Каверина
ООД «Рукотворная кукла-символ «Подушечка»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по теме «Рукотворная кукла-символ «Подушечка»
Составитель: Каверина Е. Ю.
Цели: формировать интерес у детей к культуре и обычаям своего народа, учить мастерить куклу «Подушечку» из лоскутков ткани, формировать у детей художественный вкус, развивать воображение, способность фантазировать, развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, мышления, диалогической речи, самостоятельности, умения рефлексировать, воспитание чувства эмпатии, доброжелательного взаимодействия.
Публикация «ООД „Рукотворная кукла-символ „Подушечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Пропедевтика проектных и исследовательских понятий и умений: понятия проблемная ситуация, проблема, план-схема, рефлексия; умения работать по плану-схеме изготовления поделки, рефлексировать.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории создания куклы, разучивание пальчиковой гимнастики.
Материалы и оборудование: сундук, колыбелька с куклой, образец куклы «Подушечки», магнитная доска, план-схема по изготовлению куклы «Подушечки», на столах - лоскутки ткани, ленточки, вата для набивки.
Ход ООД.
1. Погружение в тему и предъявление проблемной ситуации
- Посмотрите, у нас на столе стоит сундучок. Вы хотите узнать, что там лежит? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ? (дети высказывают свои предположения)
- Сундучок с секретом, он откроется, если отгадаете загадку. Согласны?
1) Волосы льняные,
В них ленточки цветные,
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна
Догадались, кто она?
2) Что всё это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять?
(дети отгадывают загадки)
-Значит, что лежит в сундучке?
-Правильно - кукла (открываю сундучок, достаю лоскутки) Ребята, что это?
-Это обыкновенные лоскутки.
- Вот проблема….а как же нам сделать куколку?
- А как выдумаете, из этих лоскутков мы можем сделать куклу? (ответы детей)
- Конечно сможем. А прежде чем мы преступим к работе давайте узнаем историю возникновения куклы Подушечка и технологию ее изготовления.
Самый распространённый вид современной куклы – это кукла Подушечка. Так делают всех игровых фабричных кукол с начала 20 века, правда, позже их всё больше заменяли куклы с ручками и ножками из самых разных пластиков. В основе лежит соединение отдельных деталей (голова, туловище, две руки и две ноги) путем их сшивания. Меняются со временем и наполнители: вначале это были опилки, затем стали забивать детали ватой, ну, а в наши дни это синтепон, синтетический или шерстяной. Кукла Подушечка - специально разработанная мягкая игрушка, соответствующая современным стандартам и высоким требованиям к всестороннему, гармоничному развитию ребенка. "Предшественники" куклы Подушечки - традиционные народные куклы, которые делали в старину для детишек наши прабабушки из тряпок, пряжи, соломы, природных материалов в качестве мелких деталей. Изготовление таких кукол получило широкое распространение во многих странах Европы.
Это мягкие игрушки, которые в отличие от широко распространенных зверушек из ткани, повторяют человеческий облик. Создавая куклу Подушечку своими руками, необходимо придерживаться пропорций человеческого тела. Голова такой куклы шьется из шерстяной ткани и требует более плотной набивки в отличие от других частей тела. В оформлении лицевой части куклы свойственно придерживаться минимализма - неоформленность черт лица присуще маленьким детям и минимализм в чертах лица куклы положительно воздействует на воображение ребенка, позволяя активно и свободно развиваться фантазии малыша во время игры.
Самый лучший материал для набивки куклы, изготавливаемой своими руками - овечья шерсть. Овечья шерсть является экологическим, достаточно упругим материалом и делает куклу мягкой, теплой и очень уютной для маленького ребенка.
2. Обсуждение условий, всевозможных и необходимых действий. Сначала мы берем 2 одинаковых квадратных лоскуточка. Ленточкой завязываем уголки снизу – это у нас получились ножки. Далее мы будем делать голову нашей будущей кукле. Берем лоскуток мягкой ткани, формируем из него голову и забиваем шерстью, ватой, синтепоном и т. д. Когда голова набита хорошо, внизу завязываем лентой, оставляя всё лишнее под лентой. Теперь берем нашу первую заготовку, с завязанными внизу уголками. Соединяем с головой таким образом, чтобы всё лишнее спряталась внутри нашей куколки. Фиксируем с помощью ленты. Потом забиваем тело куколки так же шерстью, ватой или чем то другим. В конце завязываем оставшиеся свободными уголки вверху. Вот и получись ручки нашей куколки! Потом одеваем уже подготовленный заранее колпачок на голову нашей куколке.
Итак, ребята, чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика
Вдаль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Вот и кончилась игра
Делать куклу нам пора.
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестрёнка будет улыбаться, играя с куклой и всё у нас получиться.
3. Предъявление плана работы.
Давайте посмотрим на нашу магнитную доску. На ней вы увидите план ваших действий. Он будет напоминать вам о том, в какой последовательности делать куколку.
4. Работа по плану-схеме.
На картинках показан порядок работы. Предлагаю объединится в группы по несколько человек. Так будет удобнее и быстрее. Один человек будет придерживать ткань, другой набивать куколку ватой, третий завязывать ленту. Возьмите комплект заготовок и приступайте к работе.
Дети делают куклу Подушечка. Педагог оказывает необходимую помощь.
5. Рефлексия
П е д а г о г. Что вы делали? (Куклу Подушечку.)
– Как вы работали? (По плану.)
– С чего вы начали работу? (взяли 2 одинаковых квадратных лоскуточка.)
– Что делали потом? (ленточкой завязали уголки снизу – это у нас получились ножки.)
– Что сделали дальше? (начали делать голову нашей будущей кукле)
– Чем закончили? (одели на голову нашей куколке колпачек.)
– У вас все получилось? Какие трудности вы испытывали?
(Ответы детей.)
– Давайте рассмотрим всех ваших куколок. Они одинаковые или есть отличия? (Они разные. Рубашечки и колпачки разного цвета.)
- Отличные куколки у вас получились!
-Давайте уложим их спать и споём колыбельную песенку.
Итог ООД
-Куколки наши уснули, пусть поспят. А вы мне скажите, не утаите, понравилось делать куколок?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за старание.