Надежда Генварева
ООД «Музей гостей встречает»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Музей гостей встречает».
Цель: создать условия для обогащения представления детей о народном быте путем пополнения интерактивной среды мини-музея для реализации направления музейной педагогики.
Задачи:
Публикация «ООД „Музей гостей встречает“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
О: приобщение детей к культурно-историческому наследию своего поселка. Познакомить детей с понятием Родина- моя Россия. Формирование у них патриотических чувств, представление о жизни людей в старину. Познакомить с предметами домашнего обихода избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта их применением (печь, посуда, утюг, ухват, скалка, со старинной одеждой, со старинными музыкальными инструментами. Активизация словаря детей: экскурсовод, экспонат.
Р: развитие познавательных и творческих способностей детей.
В: воспитывать интерес к старинным вещам, народным традициям, обычаям, интерес к посещению музея, стремление к бережному отношению к музейным предметам.
Работа с родителями: привлекать родителей к изучению истории родного края, посещению историко-краеведческого музея п. Фряново вместе с детьми, вызвать интерес к изучению истории своей семьи. Сбор экспонатов, предметов быта. Прогулки с родителями по улицам посёлка.
Предварительная работа:
1. Экскурсия с детьми в «Горницу» ДОУ №38, знакомство с деревенской утварью.
2. Экскурсия с детьми в историко- краеведческий музей.
3. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах. Заучивание потешек, песенок-потешек для народных игр.
4. Дидактические игры «Какими предметами люди пользовались в старину, какими сейчас? ««Угадай загадку, подарю отгадку», «Что в коробе моём?».
6. Рассматривание с детьми старинных экспонатов.
Методы и приё мы:
Наглядные: Рассматривание деревенской утвари, слайдов, и рассматривание картинок и иллюстраций.
Словесные: беседы с детьми, художественное слово (произведения малых фольклорных форм), рассказ педагога, проблемные вопросы, рассказы детей, анализ, подведение итогов.
Игровые: Русские народные игры с использованием потешек, словесно-речевые игры.
Практические: экскурсия в историко -краеведческий музей п. Фряново.
Материал:
Старинная деревенская утварь, частичный интерьер русской избы, Старинная одежда, музыкальные инструменты, видеослайды.
Ход НОД:
Дети вместе с воспитателем входят в зал, приветствуют гостей. (На экране смена слайдов с пейзажами природы России.)
В: как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей.)
В: как называется поселок где мы живем? (на экране смена слайдов, видами Храма Иоанна предтечье, поселка и музеем). (Ответы детей.)
В: что это за здание?). (Ответы детей.)
В. А давайте заглянем в музей. А расскажет нам про него Веня Г.
(Ребенок читает стих-е)
«Музей сейчас откроем и поведем рассказ.
Как жили наши предки всего лишь век назад».
В: вы знаете что такое музей? (Ответы детей.)
В: Правильно, музей - это место, где хранятся красивые ценные и редкие предметы. Эти предметы называются экспонатам. (дети все вместе повторяют слово экспонаты).
В: Дети, а вы знаете, сегодня к нам в гости пришел сам музей. Давайте посетим его. (дети вместе с воспитателем проходят в мини музей, воспитатель знакомит с правилами поведения в музее).). Сегодня я у вас буду экскурсоводом.
- В музее существуют определенные правила. Я расскажу вам какие правила нужно соблюдать в музее :
- разрешается трогать экспонаты руками;
- Экспонаты нужно возвращать и ставить их на место красиво и аккуратно;
- Экспонаты нельзя ломать и забирать их домой;
Устраивайтесь поудобнее, и я вам расскажу, какие экспонаты есть в нашем музее.
В: дети вместе с воспитателем передвигаются в русскую избу. Знакомятся с экспонатами. Рассматривают внутреннее убранство горницы. Всё здесь не похоже на обстановку в ваших домах. Всеми предметами, которые вы видите пользовались очень давно. (звучит спокойная музыка по мотивам русских песен).
В: что же в избе было самым важным? А об этом нам расскажет Никита Р.
(Ответы детей) (Ребёнок читает стихотворение)
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит. :
В: правильно, это печка. Она обогревала жилище, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней, на ней спали маленькие дети.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают домашнюю утварь и определяют её назначение.)
В: русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем, приготовленными в печи.
В: что это такое и для чего она нужна? (обращает внимание на подвешенную к потолку люльку, (Ответы детей.)
А как мама баюкала своего дитя расскажет Маги:
«Нежно мама напевала песню тихую дитю.
Мягко колыбель качала под напевну песнь свою.»
Проводится дид. игра «Что раньше, что сейчас».
1. Раньше носили лапти, а сейчас. (сапоги,)
2. Раньше в печи готовили, а сейчас. (на плите).
3. Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватках).
4. Раньше деревянными ложками ели, а теперь (металлическими).
Воспитатель предлагает детям пройти в зал старинной детской игрушки.
Дети вместе с воспитателем рассматривают экспонаты.
В: в старину дети тоже очень любили играть с игрушками, но изготавливали для них папы и мамы (батюшка, матушка, А из чего они их делали?
(Ответы детей.)
(Проводится игра «Наш платочек голубой».)
Затем детям предлагает экскурсовод посетить зал старинных музыкальных инструментов.
А сейчас Диана загадает загадки про муз. инструменты (дети отгадывают загадки.)
Целый день трень да трень
И трещать-то ей не лень
Что же это такое?
Д: трещотка.
Не лопата, не совок
Что захватит, то в роток
Кашу, суп или окрошку,
Вы узнали? Это…
Д: ложка.
«У неё есть три струны,
Можно под неё плясать
И по- русски танцевать.».
Д: балалайка.
В: давайте послушаем как они звучат. (Ребенок читает стих-е)
«Мы ребята озорные, мы ребята удалые.».
Дети под русскую мелодию играют на инструментах.
В: а сейчас мы попадем в зал старинной одежды. (Дети вместе с педагогом рассматривают одежду, которую носили раньше на Руси.)
Раньше все делали своими руками, долгими зимними вечерами, резали миски, ложки, мужчины плели лапти для всей семьи, вязали, вышивали, шили сарафаны. В старину мама сама шила для своих деток одежду и украшала её, для девочек- сарафаны, для мальчиков –рубахи.
В: отгадайте мою загадку: «Эту обувь не забыли, хоть давным давно носили. Влезут дети на полати, у печи оставят. (лапти.) (Ответы детей.)
А сейчас Варя расскажет нам какая рубашка была у наших прадедов:
«Рубашка самотканная у дедушки бы
Украшена узорами по вороту она».
В. Когда наступали праздники, одевали красивую одежду и водили хороводы, плясали, танцевали. (Дети исполняют танец «Сударушка).
В: вот и подошла к концу наша экскурсия. Где мы сегодня были?
Д: в музее.
В: кто вас встречал в музее?
Д: экскурсовод.
В: какие экспонаты вам больше всего понравились?
Д: ответы детей.
В: а на память о музее я приготовила вам сувениры. (раздает детям).
Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.