Надежда Алтынбаева
ООД «Как сорока клеста судила»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь; навыки звукового и слогового анализа и синтеза; общих речевых навыков; развивать общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание; мышление и память, творческое воображение;
- воспитать бережное отношение к природе;
- совершенствовать навык чтения.
Направления образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Публикация «ООД „Как сорока клеста судила“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседа с воспитанниками на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций в альбоме «Птицы», «Птицы зимой», загадывание загадок, чтение стихотворений, дидактические игры «Четвертый лишний», «Чьи перья?», «Узнай птичку», «Кто как голос подает?».
Методы и приемы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, демонстрация, объяснение, рассказ, чтение, беседа, игры, поощрение.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке; картинки с изображениями зимующих птиц; карточки со слогами; карточки для звукового анализа для каждого ребенка; карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, магнитофон, запись спокойной музыки.
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу.
Сегодня я вас приглашаю в сказку. Чтобы туда попасть, выполните несколько моих заданий. Почините слова, которые «сломались».
ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ.
СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ.
Теперь прочитайте слова. Кто это такие?
Воспитанники: Птицы.
Воспитатель: Какие это птицы?
Воспитанники: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Почему мы их называем зимующими?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим».
Воробья - крошками.
Синицу – салом.
Снегиря – рябиной.
Голубя – семечками.
Свиристеля – пшеном.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сделаем звуковой анализ словам «синица». Выложите из карточек это слово. Сколько в нем гласных звуков?
Воспитанники: Три гласных звука.
Воспитатель: А сколько слогов?
Воспитанники: Три слога.
Воспитатель: Мы знаем правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов». А сейчас слушайте сказку.
Рассказывание сказки «Как сорока клеста судила».
Воспитатель: На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы. Склонили головы берёзы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы ёлки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжёлой еловой лапы выглянул клёст.
- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клёст, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено выводить весной. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся нам ветку рябины.
- Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
- И холодов не боишься?
- нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Тут рядом со снегирём приземлился свиристель.
- А вдруг даже в таком тёплом гнезде яйца замёрзнут? – поинтересовался он.
- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
- А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке берёзы и слушала разговор.
- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки ёлки и берёзы, - сказал клёст.
- Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тё тушка-сова и сказала:
- Я хоть и плохо вижу днём, зато всё хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько ёлок вырастет из семян, что они уронили?
- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.
- Трещишь без толку, - поддержала его синица.
- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.
Проводится физкультминутка «Снегири».
Воспитатель: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири
Распустили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головкой вертят
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Воспитатель: Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
За что сорока собралась судить клеста?
Поддержали лесные птицы сороку?
А с какими птицами мы встретились в сказке?
Что вы узнали из сказки о жизни клестов?
Воспитатель: Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой, клестом, синицей, свиристелем, дятлом, совой?
Разыгрывается сценка из сказки.
Упражнение «Будь внимательным».
Воспитатель: А теперь давайте разомнём наши пальчики.
«Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
От того и потолстел.
Воспитатель: У вас на листиках изображены синица и дятел. Вы должны выбрать одну птицу, обвести её по контуру, а потом заштриховать сверху вниз. Синицу обводить синим карандашом, а дятла – красным.
Проговаривание чистоговорки.
Воспитатель: Встаньте, опустите руки, распрямите спину. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, выдох. А теперь под музыку по моей команде.
А теперь мы должны сказать чистоговорку на одном выдохе.
Сорока-белобока тараторила без проку.
Дети проговаривают вместе, а потом по одному.
Воспитатель: Вот и приблизилось к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?
О каких птицах эта сказка?
Чем мы занимались на занятии?
Постарайтесь рассказать эту сказку маме и папе и нарисовать картинку.