Зоя Николаевна Родина
Обучение игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд - металлофона и ксилофона.
Публикация «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах. Совместно с Н. А. Метловым работали известные педагоги – Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н. А. Ветлугина и ее ученики.
Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Обучаясь на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально – ритмических движений (четче воспроизводят ритм.)
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Для того, чтобы научить детей любить и понимать музыку, воспитать у них художественный вкус, развивать музыкальные способности, с раннего возраста в дошкольных учреждениях начинается коллективное обучение детей музыке.
Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучению пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение на детских музыкальных инструментах.
Н. А. Ветлугина писала: В дошкольной педагогике признано значение обучения игре на детских музыкальных инструментах… У детей помимо певческого голоса появилась еще одна возможность практического выражения своих музыкальных переживаний…»
В своем выступлении я хочу подробнее рассказать на первоначальном этапе обучения детей ансамблевой игре. Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с младшей группы в самых различных формах, Детям показываем барабан, бубен, погремушку, колокольчик, играем на них и сравниваем их звучание. Вскоре дети начинают различать эти инструменты на слух. Дидактические игры и упражнения помогают закрепить тембровые представления у детей.
Параллельно во всех возрастных группах дети слушают звучание всего оркестра, это происходит, когда для малышей звучит игра в исполнении детей подготовительной группы. Они получают первые впечатления. В каждой группе есть музыкальные инструменты, где дети могут их самостоятельно поиграть на них.
Начиная со средней группы, мы приступаем к обучению детей к игре на музыкальных инструментах, стараясь делать это постепенно, опираясь на знакомый детям музыкальный материал, чтобы занятия в оркестре доставляли ребенку радость. Обучение простейшим приемам игры начинается с освоения сначала: барабана, бубна, колокольчики, ложки, т. е. шумовые инструменты.
Техникой игры дети овладевают не просто учась извлекать звуки, но обязательно связывая игру с конкретным музыкальным образом.
Так, обучая детей на барабане, мы изображали марширующих физкультурников, сказочных деревянных солдатиков, а играя на бубне, мы предлагали детям представить веселую, задорную пляску, а изобразить скачущую лошадку нам помогали деревянные ложки. Для этой работы мы использовали известные произведения - марши, пляски, изобразительного характера, где дети становились соучастниками исполнения, отмечая на нужном инструменте один метр.
Следующий этап работы с детьми 5 лет был отведен овладению игре на металлофоне. Обучалась игре сразу вся группа детей, но играли поочередно ансамблями по 8 человек. Большое внимание уделяла верной посадке, которая должна обеспечивать свободу корпуса и рук. Кисть должна быть всегда свободной, тогда и звукоизвлечение будет правильным.
Вначале мы отрабатывали умение держать молоточек, опуская и поднимая его в воздухе, затем, когда дети почувствовали, что молоточек легкий и не требует больших усилий, начали опускать его по пластинам металлофона. Дети изображали большой и маленький колокольчик, капли дождя, большие и маленькие часы, прыжки воробышка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкие и высокие, громкие и тихие, долгие и короткие и выражать различные образы, мы начали игру несложных песенок на одном звуке, а также разучивали несложные прибаутки и т. д.
НА ОДНОМ ЗВУКЕ МЫ ИГРАЛИ: «Андрей - воробей». «Лихо пляшет рак с лягушкой».
НА ДВУХ ЗВУКАХ: «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Дождик».
НА ТРЕХ ЗВУКАХ: Дождик, Солнышко, Ходит зайка по саду.
Исполняя на металлофонах эти несложные произведения, дети попутно знакомились с названием нот. Мы находили эти звуки на немой клавиатуре, которую несложно сделать самим. Все эти песенки мы играли от разных звуков, хорошо усвоив их ритмический рисунок. Предварительно они играли на «Немой клавиатуре», это позволило всей группе детей следить за движением мелодии, что облегчило им последующую игру на металлофонах. Работая над этими маленькими произведениями, мы формировали у детей навыки игры в ансамбле, приучали детей слушать себя и других, объясняя, что играть кому-то громче других не следует.
На следующем этапе нашей работы с детьми 6 лет мы использовали ряд фортепьянных произведений классической и народной музыки, в которых легко прослушивались на протяжении всего произведения на одном или двух звуках. Мы просили исполнить детей на металлофонах в сопровождении фортепьяно, отмечая метр. Многие педагоги прибегали к этому приему.
Назову эти произведения, в которых дети могут участвовать.
П. И. Чайковский: «Немецкая песенка», «Камаринская»» Старинная французская песенка».
Д. Шостакович: «Вальс – шутка», «Шарманка»
Ф. Шуберт: «Вальс – фа мажор», «Экозез»
Народные мелодии:
«Во поле береза стояла», «Из-под дуба», «Аннушка»
Некоторые из этих произведений мы транспортировали на полтона вверх или вниз, Т. К. металлофоны у нас диатонические.
Коллективное исполнение этих произведений доставляло детям огромное удовольствие. Здесь мы усложняли исполнительские задачи: различное вступление отдельных групп инструментов, работа над художественным образом, контрастными частями
Следующий этап в работе был отведен обучению детей 6-7 лет игре, более развернутых мелодий на металлофонах.
Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется - вверх, вниз, через звук или же повторяет один и тот же звук, отличать их по высоте, чувствовать законченность тоники.
Развитие звуковысотных и ритмических представлений занимает важное место в нашей работе на протяжении 4 лет пребывания детей в саду.
В процессе распевания, при разучивании песен, широко использую маленькие песенки, мы давали детям возможность упражняться в различении звуков по высоте, длительности, чувствовать законченность тоники. Работая над развитием звуковысотных представлений, мы начали с использованием выразительных возможностей регистров - низкого, среднего, высокого.
Следующий этап был различение 2 звуков в разных регистрах. Мы предлагали детям определять звуки большого колокола и маленького колокольчика и, наконец, усвоив это, мы смогли подойти к различению 2 звуков в среднем регистре, постепенно уменьшая интервал между ними, Здесь также мы использовали игровые моменты - маму птичку и птенчиков и других животных и птиц.
Развитию и совершенствованию ритмических представлений мы придавали также большое значение, т. к. без развитого чувства ритма ансамблевая игра не возможна.
С первых же дней пребывания ребенка в детском саду мы начинали работу над развитием ритма, используя все виды музыкальной деятельности.
Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха детей 4-х летнего пребывания их в саду, мы смогли подойти к главному этапу нашей работы в оркестре – сознательному разучиванию простейших мелодий на музыкальных инструментах.
Первые мелодии, которые мы брали для исполнения, были хорошо знакомы детям, песни из репертуарного списка младшей, средней, старшей групп.
Все эти мелодии были небольшого диапазона, либо с постепенным движением, либо построенные по устойчивым звукам, с повторяющимися музыкальными фразами. Для удобства я их транспонировала в до мажор для исполнения на диатонических металлофонах.
ВОТ ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Елка» - Т. Попатенко, «Самолет»- Е. Тиличеевой, «Да-да-да», «Колыбельная мишке» - Е. Тиличеевой, «Дед мороз» - Филиппенко, «Вот как мы умеем» - Тиличеевой, «К нам гости пришли»- А. Александрова, «Все мы музыканты» -Е. Тиличеевой.
Приведу пример разучивания песни на металлофонах. «К нам гости пришли» муз. А. Александрова. Вначале поем песню всей группой детей, определяем, что песня начинается с 5 ступени, со звука соль. Вызываю Варю Каменскую, которая выкладывает ноту соль, тут же этот звук она находит на «немой клавиатуре». Затем дети поют еще 2-3 раза одну фразу мелодии, продолжая определять ее направление. Вызываю теперь Катю Б., которая выкладывает на фланелеграфе нисходящее движение мелодии, тут же Катя показывает эти звуки на «немой клавиатуре. Теперь прошу всю группу детей исполнить 1 фразу песни с названием звуков, а Катю - показать указкой направление мелодии, сначала на фланелеграфе, при вторичном исполнении на «немой клавиатуре».
Для закрепления 1 фразы вызываем еще 2-3-х детей (Лизу, Соню, которые «играют «мелодии по «Немой клавиатуре», а все дети, следя за указкой ведущего, поют название звуков песни.
В заключении хочу напомнить, что перед музыкальными руководителями стоит задача собрать весь практический материал, имеющийся по этому вопросу и систематизировать его для дальнейшего внедрения опыта в работу детского сада.