Наталья Денисова
Обучение финансовой грамотности дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать
Актуальность опыта
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Поэтому 2017 году я побывала на курсах повышения квалификации в ГАПОУ «ВСПК» по дополнительной профессиональной программе «Реализация образовательного курса по финансовой грамотности для дошкольного образования». На курсах была предложена модульная образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», которая была разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Тема оказалась очень интересной и актуальной, поэтому было принято решение применять на практике данный проект.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Опыт базируется на основе авторской программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Отличительной особенностью программы образовательного курса является концентрический подход к изучению материала.
В содержание модульной образовательной программы включены следующие темы:
Базовый модуль «Финансовая азбука»
Потребности
Труд
Товар
Деньги
Семейный бюджет.
Модуль «Труд»
Модуль «Деньги»
Модуль «Семейный бюджет»
Моя работа построена по следующим принципам:
от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
принцип наглядности заключается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Для достижения положительных результатов в работе, я применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности. На каждом нашем кружковом занятии присутствует один и тот же сказочный герой Кот Белобок. Он помогает детям постигать основы экономики. (слайд)
В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственное и личностное развитие.
Игровые технологии являются одним из основных видов деятельности ребенка, через настольные и дидактические игры у детей развивается творческая способность, воображение, восприятие, память, фантазия, мелкая моторика, мышление, речь. Была разработана картотека дидактических и настольных игр, таких как «Потребности человека», где дети знакомились с понятием «потребность», что к ним относится, от чего зависят потребности человека. «Услуги и товары», где дети знакомились, что такое услуги и товары, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. (слайд)
Активно включаю в образовательный процесс многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.).
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. В старшем дошкольном возрасте я предложила ребятам новые игры – «Аптека», «Сберкасса», «Супермаркет», «Кафе». В таких играх успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Были организованы экскурсии с целью знакомства детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.
Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения программы использую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества.
Чтобы повысить интерес детей к данной теме и закреплению полученных знаний: совместно с родителями был изготовлен лепбук «Юные экономисты». В лепбуке есть несколько дидактических игр: «Что можно, а что нельзя купить?», лото «Экономические сказки», лото «Магазины», «Назови профессию», «Бюджет моей семьи», «Парные картинки - валюта». Имеется экономический словарик, стихи, пословицы, картотека проблемных ситуаций. При помощи данного пособия дети узнали, откуда берутся деньги, на какие нужды тратятся в первую очередь, как можно сэкономить.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.