Татьяна Перевозчикова
Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребёнка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Процесс становления монологической речи должен совершаться в единстве с развитием мышления.
Публикация «Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)» размещена в разделах
Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Темы творческих рассказов
Придумывание начала и конца рассказа по картине «Лошадь с жеребенком», «Подарки маме к 8 Марта», «Семейный ужин», «Один дома».
Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я провел лето», «Мы здоровыми растем», «Новогодняя ёлка в детском саду», «Как мы играли зимой на участке».
Рассказывание по рисункам детей «Мы здоровыми растем», «Как я закаляюсь», «Я живу в Югре».
Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка», «Первый день Тани в детском саду», «Как Сережа нашел щенка»
Придумывание сказки на тему «Приключения зайца», «Как ёжик выручил зайца», «Как заяц праздновал день рождения», «Приключения котенка в детском саду».
Рассказывание на тему «Я служу в России», «Правила поведения на улицах города».
На первом этапе происходит накопление опыта. Творческое рассказывание строится на основе знаний, полученных в других видах деятельности. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. Для этого проводятся:
Экскурсии
Беседы
Наблюдения
Дидактические игры
Презентации
Праздники
Сюжетно-ролевые и конструктивные игры
Чтение художественной литературы
В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
Необходимо проводить:
Экскурсии в художественную школу
Знакомить детей с произведениями изобразительного искусc тва:.
Рассматривать картины, фотографии с последующим их обсуждением.
Составлять рассказы по пейзажным картинам.
Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов. Необходимо способствовать становлению и развитию всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной.
Большое значение здесь имеют творческие задания, которые стимулируют речевое и умственное развитие детей дошкольного возраста:
«Составление рассказа с использованием моделей»
Игры и упражнения по речевому развитию и развитию звуковой культуры речи.
Дидактическая игра «Интервью» - обучение детей давать развернутые ответы и строить правильные диалоги
«Что бы это значило?» - развитие фантазии, логического мышления, навыков устной речи (объяснить то или иное выражение)
«Cоставь рассказ»
«Как сказать правильно?»
«Что за предмет?» (описывать предмет)
«Скажи какой?» (Подобрать определения).
«Составь предложение» - составление распространенных предложений по предложенной картине
«Распутай предложение»
«Что у нас, а что у вас?» (усвоение степеней сравнения прилагательных).
«Закончи предложение»
«Составь предложение с заданными словами»
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Например, «Саша, ты молодец, все рассказал сам, я тебе не помогала. Рассказ твой не похож на рассказы других детей. Очень интересно начинается твой рассказ. Забавные истории удалось тебе раскрыть в рассказе. А какие красивые выражения ты использовал в своем рассказе : «тихо-тихо было в осеннем лесу» и т. д.
Также большое значение имеет оценка рассказов детьми : «Оля рассказала очень интересно, выразительно. Красивые выражения встречались в ее рассказе».
Примеры творческих рассказов детей
«Пошел Сережа гулять на улицу. Вдруг он увидел щенка. Щенок сидел и жалобно скулил. Сережа погладил щенка, поиграл с ним. Забрал его домой, искупал щенка, накормил мясом. Они вместе с Сережей стали смотреть телевизор. А потом легли спать. Щенка Сережа положил рядом с собой на кровать. И щенок стал жить с Сережей».
«Сережа пошел гулять и вдруг увидел на улице щенка. Подобрал его и стал играть с ним во дворе мячиком. Когда он пошел домой, он взял его с собой. Сережа его помыл и они стали вместе смотреть телевизор. Потом Сережа накормил его мясом и косточкой, положил его спать вместе с собой на кровать. Вот такой Сережа молодец!»
«У зайчика был день рождения. Зайчик позвал волка. Волк задал ему такой вопрос: «Чем отличается бабочка от цветка? (цветы пахнут, есть листочки; бабочка летает, а цветы нет). «Чем отличается девочка от зайчика? (зайчик в шерсти, а у девочки кожа; девочка живет в городе, в квартире, а зайчик в лесу). Весело у зайчика прошел день рождения».
Творческое рассказывание является высшей формой монологической речи и предполагает как сравнительно высокий уровень мышления, так и творческого воображения. Творческое рассказывание является эффективным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Умение сочинять, придумывать рассказы стимулирует творческую мысль и в других видах деятельности, влияет на развитие общих способностей ребенка.