МААМ-картинки

Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)

Татьяна Перевозчикова
Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребёнка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Процесс становления монологической речи должен совершаться в единстве с развитием мышления.

Публикация «Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)» размещена в разделах

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Темы творческих рассказов

Придумывание начала и конца рассказа по картине «Лошадь с жеребенком», «Подарки маме к 8 Марта», «Семейный ужин», «Один дома».

Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я провел лето», «Мы здоровыми растем», «Новогодняя ёлка в детском саду», «Как мы играли зимой на участке».

Рассказывание по рисункам детей «Мы здоровыми растем», «Как я закаляюсь», «Я живу в Югре».

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка», «Первый день Тани в детском саду», «Как Сережа нашел щенка»

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца», «Как ёжик выручил зайца», «Как заяц праздновал день рождения», «Приключения котенка в детском саду».

Рассказывание на тему «Я служу в России», «Правила поведения на улицах города».

На первом этапе происходит накопление опыта. Творческое рассказывание строится на основе знаний, полученных в других видах деятельности. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. Для этого проводятся:

Экскурсии

Беседы

Наблюдения

Дидактические игры

Презентации

Праздники

Сюжетно-ролевые и конструктивные игры

Чтение художественной литературы

В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

Необходимо проводить:

Экскурсии в художественную школу

Знакомить детей с произведениями изобразительного искусc тва:.

Рассматривать картины, фотографии с последующим их обсуждением.

Составлять рассказы по пейзажным картинам.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов. Необходимо способствовать становлению и развитию всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной.

Большое значение здесь имеют творческие задания, которые стимулируют речевое и умственное развитие детей дошкольного возраста:

«Составление рассказа с использованием моделей»

Игры и упражнения по речевому развитию и развитию звуковой культуры речи.

Дидактическая игра «Интервью» - обучение детей давать развернутые ответы и строить правильные диалоги

«Что бы это значило?» - развитие фантазии, логического мышления, навыков устной речи (объяснить то или иное выражение)

«Cоставь рассказ»

«Как сказать правильно?»

«Что за предмет?» (описывать предмет)

«Скажи какой?» (Подобрать определения).

«Составь предложение» - составление распространенных предложений по предложенной картине

«Распутай предложение»

«Что у нас, а что у вас?» (усвоение степеней сравнения прилагательных).

«Закончи предложение»

«Составь предложение с заданными словами»

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Например, «Саша, ты молодец, все рассказал сам, я тебе не помогала. Рассказ твой не похож на рассказы других детей. Очень интересно начинается твой рассказ. Забавные истории удалось тебе раскрыть в рассказе. А какие красивые выражения ты использовал в своем рассказе : «тихо-тихо было в осеннем лесу» и т. д.

Также большое значение имеет оценка рассказов детьми : «Оля рассказала очень интересно, выразительно. Красивые выражения встречались в ее рассказе».

Примеры творческих рассказов детей

«Пошел Сережа гулять на улицу. Вдруг он увидел щенка. Щенок сидел и жалобно скулил. Сережа погладил щенка, поиграл с ним. Забрал его домой, искупал щенка, накормил мясом. Они вместе с Сережей стали смотреть телевизор. А потом легли спать. Щенка Сережа положил рядом с собой на кровать. И щенок стал жить с Сережей».

«Сережа пошел гулять и вдруг увидел на улице щенка. Подобрал его и стал играть с ним во дворе мячиком. Когда он пошел домой, он взял его с собой. Сережа его помыл и они стали вместе смотреть телевизор. Потом Сережа накормил его мясом и косточкой, положил его спать вместе с собой на кровать. Вот такой Сережа молодец!»

«У зайчика был день рождения. Зайчик позвал волка. Волк задал ему такой вопрос: «Чем отличается бабочка от цветка? (цветы пахнут, есть листочки; бабочка летает, а цветы нет). «Чем отличается девочка от зайчика? (зайчик в шерсти, а у девочки кожа; девочка живет в городе, в квартире, а зайчик в лесу). Весело у зайчика прошел день рождения».

Творческое рассказывание является высшей формой монологической речи и предполагает как сравнительно высокий уровень мышления, так и творческого воображения. Творческое рассказывание является эффективным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Умение сочинять, придумывать рассказы стимулирует творческую мысль и в других видах деятельности, влияет на развитие общих способностей ребенка.

Публикации по теме:

Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей.

Материалы для проверки знаний воспитателей об элементах хохломской росписи 1. Орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными маками. 2. Самый простой элемент хохломского узора, он выполняется легким движением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)
Опубликовано: 15 января 2014 в 22:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей творческому рассказыванию (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Перевозчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД