Надежда Прудникова
Общая и экспериментальная психология
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные психические процессы
Познавательная деятельность – это деятельность, связанная по созданию обобщенного образа окружающего мира на основе интеграции комплекса представлений (Б. Ф. Ломов).
В общей психологии характеристика познавательной деятельности рассматривается с позиции двух подходов:
1. Функциональный – психологи доказывают, что каждый познавательный психический процесс имеет самостоятельную характеристику и может быть представлен отдельно.
Публикация «Общая и экспериментальная психология» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
2. Интеграционный – психологи доказывают, что познавательные психические процессы позволяют познавать окружающий мир именно на основе интеграции функций. Представлять их отдельно ошибочно.
Ощущение
Ощущение – познавательный психический процесс, связанный с отражением отдельных свойств предмета в процессе их воздействия на органы чувств (М. В. Гамеза).
Ощущение – это процесс, основанный на анализе комплекса ощущений для определения доминантных свойств предмета (Л. М. Веккер).
Виды ощущений:
Наиболее распространенной классификацией ощущений по доминантному анализатору является подход Э. Шеррингтон.
1. Интерецептивные – доминантные анализаторы – внутренние органы, т. е. ощущение себя в пространстве. Болевые ощущения.
2. Проприоцептивные – доминантные анализаторы – мышцы.
3. Эксттероцептивные – доминантные анализаторы – зрение, слух, обоняние.
Свойства ощущений:
1. Порог ощущений – сила раздражителя, которая вызывает ощущения, она бывает минимальной и максимальной.
2. Адаптация – при постоянном действии раздражителя человек адаптируется к его воздействию.
3. Сенсибилизация – параллельные ощущения при восприятии раздражителя.
Восприятие
Восприятие – познавательный психический процесс, направленный на отражение всех свойств воспринимаемого объекта (М. В. Гамеза).
Восприятие – это процесс, позволяющий создавать целостный образ предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств (Л. М. Веккер).
Виды восприятий:
Общепринятой считается классификация восприятий по объектам.
1. Восприятие пространства.
2. Восприятие другого человека – социальная перцепция.
3. Восприятие времени.
4. Сенсорное восприятие – восприятие эталонов (цвет, форма, величина).
Свойства ощущений:
1. Целостность – восприятие позволяет человеку классифицировать целостный объект.
2. Предметность – соотнесение образа объекта с названием.
3. Избирательность – восприятие позволяет вычислить нужные объекты из окружающего мира.
4. Константность – постоянство объекта.
5. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта человека.
6. Структурность – иллюзии восприятия.
7. Осмысленность – взаимосвязь восприятия с мышлением.
Память
Память – познавательный психический процесс, связанный с сохранением и воспроизведением прошлого опыта человека (М. В. Гамеза).
Память – это процесс, включающий четыре ступени обработки воспринимаемой информации: запоминание сохранение воспроизведение забывание.
Виды памяти:
1. По доминирующему анализатору: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную.
2. По времени запоминания: мгновенная, кратковременная, долговременная.
Свойства памяти:
1. При воспроизведении материала можно выделить три базовых способа: узнавание, припоминание, воспоминание.
2. При запоминание возможно явление ретроградного торможения – если до интеллектуально сложной деятельности по запоминанию произошло эмоционально-насыщенное событие, то качество будет низкое.
3. Эффект Б. В. Зигарник – лучше запоминается незаконченное действие (активно используется в сериалах).
4. Эффект Г. Эббингауза – лучше помнят начало и конец действия, эффект используется в сборных эстрадных концертах.
Воображение
Воображение – познавательный психический процесс, связанный с созданием новых образов на основе прошлого опыта человека (М. В. Гамеза).
Воображение – интеграционный процесс создания оригинального интеллектуального продукта с учетом прошлого опыта человека и с включением механизма абстрагирования.
Виды воображения по оригинальности продукции:
1. Репродуктивная.
2. Творческая (продуктивная).
Свойства воображения
В данном познавательном психическом процессе к свойствам отнесены способы создания образов:
1. Аглютинация (склеивание) – прием создания несуществующего образа.
2. Типизация – дружеский шарж.
3. Гиперболизация.
4. Схематизация – создание серии однотипных образов.
Внимание
Внимание – познавательный психический процесс, характеризующий сосредоточенность сознания на воспринимаемом объекте (М. В. Гамеза).
Внимание – интеграционный процесс создания оригинального интеллектуального продукта с учетом прошлого опыта человека и с включением механизма абстрагирования (Л. М. Веккер).
Виды внимания:
1. Непроизвольное;
2. Произвольное;
3. Послепроизвольное.
Свойства внимания:
1. Устойчивость;
2. Концентрация;
3. Распределяемость;
4. Объем;
5. Переключаемость.
Мышление
Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (О. К. Тихомиров).
Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образа и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.
Виды мышления:
1. По характеру интеллектуальной задачи: теоретическое (понятийное, образное, практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).
2. Онтогенетическое классифицирование мышления – по последовательности возникновения вида мышления в процессе индивидуального развития человека.
Наглядно-действенное мышление – интеллектуальная задача решается методом проб и ошибок, в процессе реального манипулирования с предметами.
Наглядно-образное мышление – моделирование и разрешение проблемных ситуаций в плане представлений.
Словестно-логическое мышление – самый совершенный вид, характерны использование понятий, логических конструкций.
Свойства мышления:
1. Структурность;
2. Осмысленность;
3. Схематизация;
4. Концентрация;
5. Константность;
6. Апперцепция;
7. Аглютинация.
Форма мышления:
1. Суждение;
2. Умозаключение;
3. Понятие.