Марина Коришева
Образовательный проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатели, родители, медицинская сестра.
Вид проекта : краткосрочный, познавательно – исследовательский.
Продолжительность - 2 месяца.
Цель: способствовать закреплению знаний дошкольников о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии природных факторов на жизнь и здоровье человека, способствовать укреплению здоровья воспитанников.
Задачи:
1. Способствовать закреплению знаний детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни людей, растений, животных.
Публикация «Образовательный проект „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья“» размещена в разделах
2. Способствовать расширению представлений детей о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода).
3. Способствовать развитию наблюдательности, мышления, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Способствовать оздоровлению детского организма, укреплению иммунитета.
Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к окружающей среде, развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Ожидаемые результаты:
-у детей формируется начальное представление о здоровом образе жизни, закаливании;
- оздоровление и повышение иммунитета детей;
- углубляются знания о явлениях природы, закрепляются навыки экспериментальной деятельности;
- повышение компетентности родителей в вопросах оздоровлении и закаливании детей.
Летний период – прекрасное время не только для экспериментальной и двигательной деятельности детей, но и для оздоровления воспитанников. Использование естественных природных факторов оказывает благотворное влияние на детский организм. Закаливание воздушными и солнечными ваннами, водные процедуры на свежем воздухе является неотъемлемой частью летнего оздоровительного периода, что способствует укреплению иммунитета дошкольников.
С целью побуждения детей к самостоятельному поиску знаний о свойствах воды, воздуха и солнца, был разработан проект-план опытно-экспериментальной деятельности на летний оздоровительный период. в различных опытах и экспериментах. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для экспериментальной и исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность дает ребёнку уникальную возможность приобрести новые знания о свойствах предметов и явлений, способствует развитию наблюдательности, любознательности, мышления, воображения.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы по теме, опыта работ коллег, подбор художественной литературы по теме исследования.
- Создание условий для закаливания детей средствами солнца, воздуха и воды; разработка картотеки экспериментальной деятельности с водой, воздухом и солнцем, подбор сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, иллюстраций по теме.
- Привлечение родителей к подготовке экспериментального уголка на прогулочном участке.
Фотовыставка на тему «Солнце, воздух и вода».
2. Практический (8 недель).
- Неделя солнца «Солнышко лучистое»;
- Неделя воздуха «Он невидим, но так необходим»;
- Неделя воды «Волшебная вода»;
- Неделя здоровья «Закаляемся, и с болезнями не знаемся»;
- Неделя ознакомления с растениями «Лекарственные растения»;
- Неделя исследования животного мира «В гостях у зверей»;
- Неделя рекреационного туризма «Туристята»;
- Неделя ознакомления с гигиеной «Чистота – залог здоровья».
3. Подведение итогов проекта, предоставление опыта работы на педагогическом совете.
План работы.
Неделя солнца «Солнышко лучистое».
- Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- Ежедневные солнечные ванны (при наличии головного убора);
- Опыты с солнечными лучами «Волшебный солнечный зайчик», «Свет и тень», «Театр теней», «Таинственные стекла», «Где комфортнее: на солнце или в тени»;
- Подвижные игры: «Солнечный зайчик», «Выше земли», «Мы – весёлые ребята»;
- Драматизация сказки «У солнышка в гостях»;
- Беседа о пользе и вреде солнечных лучей «Осторожно, солнечный удар».
- Беседа «Роль солнца в жизни растений»;
- Игровая ситуация «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе»;
- Пальчиковые игры;
- Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», В. Лебедев – Кумач «Закаляйся», М. Пришвин «Кладовая солнца», Н. Григорьева «После дождя»;
- Прослушивание и заучивание детских песенок «Я на солнышке лежу», «Светит солнышко»;
-Просмотр мультфильма «Львёнок и черепаха».
- Загадки, пословицы о солнце.
- Беседа «Как люди в старину определяли время?»;
- Конкурс рисунков «Солнышко лучистое».
Неделя воздуха «Он невидим, но необходим».
- Ежедневные воздушные ванны в утреннее и вечернее время;
- Ежедневный сон с доступом свежего воздуха;
- Опыты с воздухом : «Чем пахнет воздух», «Поймай воздух», «Наблюдение за ветром», «Видимый и невидимый», «Откуда звук приносит ветер», «Ветер по морю гуляет», «Ветряные мельницы».
- Чтение стихотворений, пословиц, загадок про воздух;
- Дыхательное упражнение «Сдуй перо», «Кораблик», «Весёлые качели»;
- Беседы «Чем загрязнён воздух», «Что за чудо живёт в пыли»;
- Подвижные игры «Лети, лепесток», «С кочки на кочки», «Ветер по морю гуляет»;
- Чтение экологической сказки «Как воздух заболел»;
- Эстафета на свежем воздухе «Весёлые старты»;
- Квест-игра «В поисках сокровищ».
Неделя воды «Волшебная вода».
- Просмотр презентации «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки»;
- Беседа о пользе чистой воды для человека «Почему хочется пить»;
- Ежедневное закаливание водой: контрастное обливание ног, умывание прохладной водой, полоскание горла;
- Ежедневная ходьба по дорожке здоровья с последующем обливанием ног;
- Игры с водой «Попади в цель», «Водная эстафета», «Фонтанчики»;
- Рисование на мокром песке;
- Опыт с водой: «Разноцветная водичка», «Фильтрация воды», «Свойства воды», «Распылитель воды», «Почему птицы плавают в воде?» «Круговорот воды в природе».
- Чтение и заучивание стихов о воде «Волшебная капелька»;
- Отгадывание загадок, обсуждение пословиц;
- Подвижные игры: «Море, река», «Волк во рву», «С кочки на кочку», «Море волнуется раз»;
- Беседа «Вода прекрасна, но опасна!», инструктаж по правилам поведения на водоёмах;
- Драматизация сказки «Путешествие капельки».
Неделя здоровья «Закаляемся, и с болезнями не знаемся».
- Просмотр презентации «Весёлое закаливание»;
- Беседа о пользе закаливания для организма;
- Квест-игра «Путешествие в страну Здоровейка»;
- Эстафеты «Весёлые старты», «Спортики»;
- Викторина «Если хочешь быть здоров – закаляйся»;
- Д/ и «Хорошо-плохо» Д/и «Вредно – не вредно»;
- Беседа «Если хочешь быть здоров – правильно питайся»;
- Чтение потешек, пословиц о закаливании;
- С/р игра «Скорая помощь», «В поликлиннике»;
- Игровое упражнение «Как вырасти здоровым»;
- Игры с водой, с воздухом, с солнечными зайчиками.
- Стопотерапия, босохождение.
Неделя ознакомления с растениями «Лекарственные растения».
- Беседа «Лекарственные и ядовитые растения»;
- Исследовательская деятельность с растениями на огороде и цветниках «Роль воды и света в жизни растений»;
- Экскурсия в лес, наблюдение за растительным миром;
- Опыты: «Может ли растение дышать», «Тепло в жизни растений», «Светолюбивые и теневыносливые растения», «Путешествие семян», «Вслед за солнцем»;
- Чтение художественной литературы о растениях;
- Дидактическая игра «С какой ветки детки», разрезные картинки;
- Экскурсия на фитолужок;
- Подвижные игры «Вейся, венок», «Садовник», «Поляна цветов», «Воздух, вода, земля».
- Просмотр презентации о пользе овощей и фруктов;
- Наблюдение за состоянием растений при сильном воздействии солнца и ветра.
Неделя исследования животного мира «В гостях у зверей».
- Беседа «Как вести себя в природных условиях»;
- Экскурсия в зоопарк «Сафари»;
- Беседа-рассуждение о пользе и вреде природных факторов на организм живых существ;
- Просмотр презентации «Красная книга Нижегородской области»;
- Просмотр презентации «Почему они дикие»;
- Наблюдение за кошкой;
-Экскурсия в лес «В гостях у дедушки Ау»;
- Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».
- Драматизация «В гостях у лесных жителей».
Неделя рекреационного туризма «Туристята».
- Беседа «Снаряжение туриста»;
- Дидактическая игра «Собери рюкзак туриста»;
- Разучивание речевки туриста;
- Туристический поход в берёзовую аллею;
- Экскурсия по родному посёлку;
- Просмотр презентации «Весёлые туристы»;
- Просмотр мультфильма «Лягушка-путешественница»;
- Эстафеты на свежем воздухе «Туристята», «Переправа», «Полоса препятствий».
Неделя ознакомления с гигиеной «Чистота – залог здоровья»
- Беседа о правилах гигиены;
- Дидактические игры «Помоги грязнуле», «Предметы гигиены», «Волшебный мешочек»;
- Весёлые старты «Правила личной гигиены»;
- Просмотр мультфильма «Королева зубная щётка»;
- Квест-игра «Путешествие в город чистоты»;
- Викторина «Цветок здоровья»;
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
- Чтение сказки «Мойдодыр».