Марина Верхоланцева
Познавательно-исследовательский образовательный проект «Воздух — наш друг»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Воздух – наш друг»
Разработчик и руководитель проекта :
Верхоланцева Марина Владимировна,
воспитатель старшей группы
МАДОУ «Детский сад № 70
компенсирующего вида» г. Перми.
Организация-заявитель: МАДОУ «Детский сад № 70 компенсирующего вида» г. Перми.
Адрес организации: г. Пермь, 614010, ул. Соловьёва, 10а
Т. : 8(342)240-88-12
e-mail : ds70@rambler.ru
Публикация «Познавательно-исследовательский образовательный проект „Воздух — наш друг“» размещена в разделах
Руководитель организации: заведующий МАДОУ «Детский сад № 70 компенсирующего вида» г. Перми. Каданцева Валентина Константиновна
Тип : познавательно-исследовательский (краткосрочный)
Целевая группа проекта : дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители старшей группы.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, фельдшер.
География и масштаб проекта : детский сад, территория детского сада; дети, родители, воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, фельдшер (всего 62 человека)
Сроки реализации проекта : 4 месяца (с 1 октября 2012 г. по 31 января 2013 г.)
г. Пермь
Проблема
Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с бронхиальной астмой и аллергозаболеваниями, поэтому основные задачи в нашем детском саду – здоровье сберегающие.
Наблюдая за детьми в своей группе, я заметила, что многие из них не владеют правильным дыханием, а также, что в оченний период у детей возникают частые обострения бронхиальной астмы и других бронхо-лёгочных заболеваний.
Для решения этой проблемы возникла идея проекта «Воздух – наш друг».
В ходе реализации данного проекта будет освоение детьми следующих образовательных областей : «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цели:
1. Формирование у детей, страдающих алларгозаболеваниями, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
2. Развитие познавательной активности, интелектуально-творческого потенциала ребенка путем исследовательских способностей.
3. Укрепление детско-родительских отношений в целях сохранения здоровья детей.
Задачи:
1. Формировать представление о таком явлении как аллергия, его профилактике, о здоровом образе жизни, о пользе правильного дыхания, о важности дыхательной гимнастики для профилактики простудных и аллергических бронхо-лёгочных заболеваний.
2. Показать взаимосвязь простудных заболеваний и аллергии.
3. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с темой, целями и задачами проекта.
4. Развить умение использовать исследовательские способности в процессе обучения и в повседневной жизни
5. Дать представления о воздухе, как о материальной среде, и о ветре, как о движении воздуха.
6. Развивать способности детей слушать других и излагать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости детей.
2. Положительная динамика познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала ребенка путем исследовательских способностей.
3. Сформированность у детей, страдающих аллергозаболеваниями, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Материально-технические ресурсы:
1. Аудио- и видео аппаратура
2. Фонотека и видеотека записей звуков ветра, музыки, соответствующей идее проекта
3. Фото- и иллюстративный материал, соответствующий теме, идее проекта
4. Канцтовары, материалы для изобразительной и иной продуктивной деятельности детей в рамках проекта
5. Центр «Лаборатория» в группе с оснащением для опытно-экспериментальной деятельности
6. Детская литература и игры, соответствующие теме, идее проекта.
Практическая часть (план деятельности в рамках реализации проекта) :
Содержание деятельности Срок Ответственные Участники
Беседа «Как мы дышим» октябрь Воспитатели, фельдшер Дети, родители, педагоги, фельдшер
Опыт «Чего в комнате не видно» октябрь Воспитатели Дети, родители, педагоги,
НОД «В здоровом теле здоровый дух» октябрь Воспитатели Дети, педагоги
Опыт «Как мы можем почувствовать воздух» октябрь Воспитатели Дети, педагоги
Чтение сказки «Все равно тебя поймаю» (Б. Зубков) ноябрь Воспитатели Дети, педагоги
Опыт: «Имеет ли воздух вес» ноябрь Воспитатели Дети, родители, педагоги
Наблюдения: «Сила ветра» ноябрь Воспитатели Дети, родители, педагоги
Непосредственно образовательная деятельность : рисование воздухом в технике ТРИЗ ноябрь Воспитатели Дети, педагоги
-Вечер загадок (придумай свою загадку о воздухе о ветре)
ноябрь Воспитатели Дети, родители, педагоги
-Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Летает-не летает»
ноябрь Воспитатели Дети, педагоги
- Речевые игры с движениями «Ветер», «Парашютики»
декабрь Воспитатели Дети, педагоги
-Сюжетно-ролевая игра «Больница» ( профессии: педиатр, пульмонолог (вновь) декабрь Воспитатели Дети, педагоги
-Сюжетно-ролевая игра «Семья» (что делаем для того чтоб дышать чистым воздухом)
декабрь Воспитатели Дети, педагоги
-Слушание музыки (какой разный ветер)
декабрь Воспитатели, муз. руководитель Дети, педагоги
-Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой
Октябрь-декабрь Воспитатели, фельдшер Дети, родители, педагоги, мед. персонал
-Опыт «Имеет ли воздух запах»
декабрь Воспитатели Дети, родители, педагоги
-Опыт «имеет ли воздух форму»
декабрь Воспитатели Дети, родители, педагоги
-Мини-сказки о воздухе и ветре с озвучиванием
январь Воспитатели Дети, педагоги
-Составление с детьми алгоритмов к опытам по теме «Воздух»
январь Воспитатели Дети, педагоги
-ТРИЗ – игра «Чем мы дышим» (моделирование маленьких человечков)
январь Воспитатели Дети, педагоги
-Развлечение «Какие разные пузыри»
январь Воспитатели Дети, родители, педагоги
Взаимосвязь с семьей
1. Встреча с интересными людьми: «Выступление врача – пульмонолога о профилактике болезней дыхательной системы».
Срок: октябрь 2012, ответственные: фельдшер, воспитатели.
2. Мастер – класс «Дышите правильно»
Срок: ноябрь 2012, ответственные: фельдшер, воспитатели
3. Круглый стол «Знаешь сам – расскажи другому»
Срок: декабрь 2012, ответственные: воспитатели
4. Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта.
Срок: январь 2013, ответственные: воспитатели.
Трансляция проекта
• Формы презентации результатов проекта для родителей и коллег:
1. Выставка рисунков «Рисуем воздухом» Срок: ноябрь 2012, ответственные: воспитатели
2. Развлечение «Много разных пузырей» Срок: ноябрь 2012, ответственные: воспитатели
3 .Оформление фотоальбома «Я дружу с воздухом» Срок: декабрь 2012, ответственные: воспитатели
4. Вечер фокусов с воздухом. Срок: декабрь 2012, ответственные: воспитатели
5. Викторина «Воздух – наш помощник» Срок: январь 2013, ответственные: воспитатели
• Разработанные рекомендации для родителей
1. «Проведение дыхательной гимнастики в домашних условиях»
2. «Роль двигательной активности ребёнка на прогулке для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний».
3. «Весёлые эксперименты дома и во время прогулки»
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Анкетирование родителей.
2. Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта, опросы детей.
3. Использование диагностических методик в целях выявления уровня освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Учебный год Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
Здоровье Физическая культура Социализация Труд Безопасность Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Примечания
2012-2013
Ок-тябрь-январь 10% низкий уровень
45% средний уровень
45% высокий уровень 10% низкий уровень
55% средний уровень
35% высокий уровень 70% средний уровень
30% высокий уровень 70% средний уровень
30% высокий уровень 80% средний уровень
20% высокий уровень 50% средний уровень
50% высокий уровень 55% средний уровень
45% высокий уровень 60% средний уровень
40% высокий уровень 65% средний уровень
35% высокий уровень 60% средний уровень
40% высокий уровень
Выявленные причины низкого уровня
• частые пропуски ДОУ по болезни и иным причинам
• недостаточно оптимальное взаимодействие со специалистами ДОУ
• отсутствие осознания у части родителей проблемы физического развития детей.
Стратегия коррекции результатов:
• индивидуальные консультации родителей по проблеме оздоровления детей;
• разработка индивидуальных планов сопровождения детей;
• выстраивание модели взаимодействия родителей, педагогов и др. специалистов ДОУ, её реализация;
• работа родительского клуба «Здоровая семья».
ПОСТАНОВКА НОВОЙ ЦЕЛИ:
Устойчивая положительная динамика в снижении аллергизации детей, в воспитании физически и психически здорового и социально адаптированного ребенка; высокий уровень познавательной активности, овладение навыками опытно-экспериментальной деятельности на высоком уровне.
ПЕРСПЕКТИВА ПРОЕКТА :
1. Обобщение и представление опыта работы по здоровьесбережению на методических объединениях педагогов района, города.
2. Активное участие детей в спортивно-массовых мероприятиях муниципального уровня.
3. Активное участие детей в познвательно-творческих викторинах, конкурсах.
4. Публикация в СМИ опыта работы по здоровьесбережению детей, страдающих аллерго-заболеваниями дыхательной системы, а также опыта работы по освоению детьми образовательной области «Познание» в контексте развития познавательных и творческих способностей.
Литература:
1. «Планета наш дом» (И Белавина Н. Найденская).
2. «Большая книга увлекательных опытов» (В. Н. Булгакова).
3. «Домашняя лаборатория» (Фрэнсис Нейджи).
4.«Мир вокруг нас» (Т. И. Попова).
5 .«Спортивные занятия на открытом воздухе» (Е И Подольская).
6 .«1000 загадок» (Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина).
7. «Юному эрудиту обо всем» (энциклопедия издательство «Махаон» 2005 г.).
8.«Базовые алгоритмические действия используемые при работе с разными типами творческих задач» (Т. А. Сидорчук).
9. «Конструируем интеллект» (приложение к газете «Семейный разговор» 1991 г.).
10. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» (М. Н. Шетинин).