Лариса Евграфова
Образовательный проект «Откуда азбука пошла»
▼ Скачать
СПДС «Колобок» с Пискалы
Тема проекта : «Откуда азбука пошла»
Руководитель проекта : Евграфова Лариса Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Концепция модернизации российского образования заявляет в качестве одной из приоритетных задач достижение нового современного качества дошкольного образования, которое гарантирует защиту прав детей, их эмоциональную защищенность, безопасность и направлено на воспитание у ребёнка основ культуры.
Публикация «Образовательный проект „Откуда азбука пошла“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средства дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок является представителем своей культуры. Каждый ребенок должен иметь доступное их возрасту представление о культуре, быте, жизни наших предков. Начинать работу по ознакомлению детьми с историей возникновения азбуки целесообразнее именно с материальной культуры народа (предметы быта, жилище, кухня, костюмы, так как она представлена для ребенка наглядно. Изучение истории возникновения буквы предполагает воздействие на все анализаторные системы ребенка (зрение, осязание, слух, тем самым способствует более эффективному запоминанию и развитию интереса к формированию навыка чтения
Реализацией данного проекта вызвало необходимость от педагогов и родителей создания музея «Букваренок», содержащего элементы возникновения азбуки, регулярного его пополнения и обогащения. В тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей прошлого и настоящего.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представления об истории возникновения азбуки.
Задачи:
1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к истории возникновения азбуки.
2. Способствовать развитию интереса у детей к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.
3. Воспитывать интерес у детей к литературному наследию.
4. Способствовать воспитанию интереса к старинному русскому быту, обычаям и обрядам, национальной одеждой.
5. Сформировать у детей 6-7 лет устойчивый интерес к чтению художественной литературы, развитию литературной речи.
6. Способствовать развитию элементам обучения грамоте, профилактике дисграфии и дислексии.
7. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме поликультурного воспитания.
8. Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды музея «Букварёнок».
9. Создать музей «Букварёнок».
10. Обогащать предметно-развивающую среду музея «Букварёнок».
Диагностический компонент
Диагностический инструментарий:
беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, консультирование родителей и педагогов.
Критерии и показатели сформированности
поликультурной личности дошкольника
Название критерия Показатель
Эмоционально-мотивационный
- наличие интереса к истории возникновения азбуки
- наличие эмоционально-положительного отношения к истории происхождения азбуки
- наличие желания изучать историю возникновения букв
Когнитивный
- представления о том, когда был создан первый русский алфавит, кто придумал, как выглядел.
- представления о создании печатного станка.
- представления о современном алфавите.
Действенно-практический - умение применять усвоенные знания, нормы и правила поведения в поликультурном сообществе.
- умение узнавать буквы из разных шрифтов.
- умение осознанного чтения и «печатания» слов, предложений.
I этап
Эмоционально-мотивационный
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет интерес к истории возникновения азбуки
Задачи:
1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к истории возникновения азбуки
2. Вызвать у детей 6-7 лет эмоционально-положительное отношение к происхождения азбуки
3. Вызвать у детей 6-7 лет желание изучать историю возникновения букв
4. Создать музей «Букваренок»
5. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме значимости происхождения азбуки
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
1. Ознакомительная экскурсия в краеведческий школьный музей;
2. Рассматривание «Прошлые и настоящие азбуки»;
3. Знакомство с первым печатным станком и первопечатниками Кириллом и Мефодием через просмотр видеофильмов и электронных презентаций
4. Организация чаепития с родителями (знакомство с буквами из выпечки и сладостей)
1. Знакомит с основными понятиями и основными музейными правилами;
2. Осуществляет подбор разных видов алфавитов
3. Разрабатывает электронные презентации, осуществляет подбор видеофильмов
4. Проводит предварительную работу с родителями и организует чаепитие
1. Обсуждают и запоминают с помощью наглядных средств новые понятия, правила;
2. Рассматривают коллекцию разных видов алфавитов;
3. Рассматривают и принимают участие в обсуждении просмотренного материала
4. Дегустируют выпечку и сладости в форме букв
1. Конспекты экскурсий в музеи
2. Выставка разных видов алфавитов
3. Видеозаписи, электронные презентации
4. Выпечка в форме букв
- наличие интереса к истории возникновения азбуки
- наличие эмоционально-положительного отношения к происхождению азбуки
- наличие желания изучать историю возникновения букв
II этап
Когнитивный
Цель: Сформировать представления о том, когда был создан первый русский алфавит, кто его придумал и как он выглядел.
Задачи:
1. Сформировать у детей 5-6 лет представления о том, когда был создан первый русский алфавит
2. Сформировать у детей 5-6 лет представления о создателях первой азбуки.
3. Сформировать у детей 5-6 лет представления о алфавитах наших предков
4. Продолжать обогащать предметно-пространственную среду музея «Букваренок»
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
1. Декада «Буквы – какие они разные» в музее «Букваренок»
2. Декада «Алфавиты современного и прошлого времени» в музее «Букваренок»
3. Декада «Как печатались буквы», «Из чего делали бумагу» в музее «Букваренок» 1. Организует деятельность по обогащению словаря устаревшими названиями букв (аз, буки, веди, глаголь и т. д.)
2. Организует знакомство с создателями первой азбуки через электронную презентацию
3. Педагог организует и проводит литературный досуг «Азбука Л. Н. Толстого», с привлечением работников сельской библиотеки
4. Организует показ репродукции Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси».
5. Организует показ спектакля «Живые буквы» 1. Усваивают знания о том, когда был создан и кем первый алфавит участвуя в совместных досуговых, тематических мероприятиях;
2. Проявляют активность, любознательность.
3. Проявляют эмоциональную отзывчивость.
4. Проявляют творчество в ходе освоения информации.
Конспекты проводимых мероприятий, тематических декад. -Представления о разновидностях алфавитов;
-Представления о создателях первопечатной азбуки;
-Представления о различных видах современной азбуки;
III этап
Деятельностный
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет умения применять усвоенные знания в практической деятельности
Задачи:
1. Сформировать умение применять усвоенные знания для развития интереса у детей к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти. 2. Сформировать умение отличать прописной алфавит от печатного.
3. Сформировать умение отличать современный печатный станок от древнего
4. Продолжать обогащать предметно-пространственную среду музея «Букваренок»
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
Организация досуговой деятельности в музее «Букваренок» через проведение конкурсов «Букваренок-кулинар», «Фруктовые буквы», «Данилы Мастера и Марьи Искусницы», игровой конкурс «Живые буквы». Оформление выставок «Морская азбука», «Азбука профессий», Создание настенного панно «Город Звуков и Букв» в музее «Букваренок».
Помогает родителям и детям в подготовке выставок.
Организует игровые конкурсы, организует обсуждения с детьми их достижений в освоении знаний истории происхождения азбуки,
в умении участвовать в совместной, досуговой деятельности. Принимают участие в досуговой деятельности, в конкурсах. Осваивают умения изготавливать буквы из различных материалов. Участвуют в приготовлении сладких, фруктовых блюд совместно с родителями. Изготавливают поделки для выставки музея «Букварёнок».
Конспекты досугов, развлечений.
Выставки в Музее «Букваренок».
Умение применять усвоенные знания, нормы и правила поведения в поликультурном сообществе.
Умение отличать алфавиты прошлого и настоящего
Умение отличать прописной алфавит от печатного
Умение пользоваться оттисками для печатания букв
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационно-методические
1. Организовать авторскую группу по разработке проекта «Откуда азбука пошла»
2. Организовать семинар-практикум на тему «Приемы, помогающие детям запомнить зрительный образ букв»
3. Организовать творческую мастерскую «Буквоград».
Кадровые
1. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования у детей 6-7 лет о происхождении букв и азбуки.
2. Повысить профессиональную квалификацию воспитателей через посещение курсов, семинаров, мастер-классов.
Материально-технические
1. Поощрить авторскую группу за проведенную работу.
2. Приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия, экспонаты для музея.
Финансово-экономические
1. Изыскать средства для материально-технического обеспечения проектной деятельности.
Информационные
1. Разместить опыт работы в средствах массовой информации, на «Фестивале педагогических идей 2012»
2. Обеспечить рекламно-информационное сопровождение деятельности детского сада по реализации проекта.
Программно-методические
1. Разработать программно-методические рекомендации, пояснительную записку, перспективно-календарные планы, диагностический пакет, конспекты НОД
Правовые ресурсы
1. Издать распоряжение о разработке проекта.
2. Издать распоряжение о создании, составе и работы творческой группы.