Надежда Путырская
Образовательная программа «Окно в мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа "Окно в мир"
Пояснительная записка.
В нашей стране охрана природы - дело государственной важности. В «Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, ч охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к «природе родного края.
«I
Публикация «Образовательная программа „Окно в мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Экологическая образовательная программа «Окно в мир» предназначена для формирования осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, для ознакомления детей с природой в основе которого должен лежать экологический подход. Учить детей видеть ' мир в его живых красках и образах, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества.
Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором * человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения, ч Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. * Образовательная программа «Окно в мир» учит детей любить и уважать природу, защищать ее. «Рыбе - вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина», - так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к этому месту, где живешь, развивающая элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.
Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. * Она развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически * грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают «так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной - практической деятельности по охране природы родного края.
Моя программа «Окно в мир» предназначена для работы с детьми пяти ^ - семи лет и организует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, * построена на принципах развивающего и направлены на развитие * личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, * видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления я, творческих способностей.
Программа содержит базовый материал и характеризуется с учетом местных условий: эколого - географических и национально - культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
Условия реализации программы :
Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на социально - организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтении книг, изобразительных и музыкальных занятий и др, большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению наблюдений, опытов, игр и т. д.
Для реализации программы «Окно в мир» предусматриваются следующие принципы: системность, сезонность, возрастная адресность, интеграция, координация деятельности педагога, а также материально - техническое оснащение, методическое оснащение и развивающая предметная среда.
Для этого мы имеем:
1. Живой уголок.
2. Лабораторию для проведения опытов.
3. Зимний сад.
4. Кинозал для просмотра слайдов и диафильмов о природе.
5. Музыкальный зал.
6. Физкультурный зал.
7. Ландшафты в коридорах и холлах.
8. Огород, сад, цветник.
9. Уголок природы.
Ю. Экологический класс.
Конечный результат. К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края.
Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Дать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.! О Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, о труде 1 взрослых. ]
Во время обучения по программе используются следующие виды ] занятий:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные.
Методы: <
- объяснительно - иллюстративный;
- репродуктивный;
- дедуктивный; !
- опыты и экспериментирование;
- интегрированные занятия;
- просмотр видеофильмов и телепередач;
- прохождение экологического маршрута.
Задачи образовательной направленности :
Формировать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения.
Уточнять, усугублять и систематически укреплять знания о живой и неживой природе.
Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Познакомить с Красной кнbujq
Задачи воспитательной направленности:
Формировать бережное и ответственное отношение к природе.
Формировать эмоционально — доброжелательное отношение к миру природы, живым существам в процессе общения с ним.
Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа.
Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка.
Формировать умение создать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе.
Развивать ответственное бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в детском саду, к местным богатствам.
Воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей (земледельцы, животноводы, трактористы).
Формировать понятие о себе, как о жителе Земли, от которого зависит жизнь всего живого.
Задачи развивающей направленности:
Развивать интерес и любовь к родному краю, умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации.
Формировать эстетическое отношение к окружающей деятельности.
Учить отражать свое отношение к миру природы.
Показать, как мастера народного декоративно - прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни, и т. д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.
Учебно - тематический план
№ Тема Количество
п/п часов
1. Вводное занятие 1
2. Родная природа 9
3, Волшебница — вода 6
4. Свет, тепло, воздух 8
5. Живое - неживое 5
6. Камни, песок, глина, почва 8
7. Растения 9
8. Животные 9
9. Планета Земля 8
Учебно - тематический план
№ Тема Количество
п/п часов
1. Вводное занятие 1
2. Родная природа 9
3, Волшебница — вода 6
4. Свет, тепло, воздух 8
5. Живое - неживое 5
6. Камни, песок, глина, почва 8
7. Растения 9
8. Животные 9
9. Планета Земля 8
Учебно - тематический план
№ Тема Количество
п/п часов
1. Вводное занятие 1
2. Родная природа 9
3, Волшебница — вода 6
4. Свет, тепло, воздух 8
5. Живое - неживое 5
6. Камни, песок, глина, почва 8
7. Растения 9
8. Животные 9
9. Планета Земля 8
10. Поможем природе 8
11. Итоговое занятие
Итого 72 часа
СодеСодержание:
ХГ 1. Вводное занятие.
^ Знакомство с экологическим классом, краткая характеристика целей и
Л*' задач экологического воспитания.
2. Родная природа. Разнообразие природы (погода, водоемы, поля, леса). Знакомство с растительным и животным миром родных мест. Знакомство с картой края.
3. Волшебница - вода.
Вода в природе: осадки, водоемы. Три состояния воды: жидкая, пар, лед. ^ Круговорот воды в природе.
Использование воды человеком.
4. Свет, тепло, воздух.
1
Значение света, тепла и воздуха в жизни человека и других жив; организмов.
^вишлва воздуха, роль всгра в природе.
Источники загрязнения воздуха: автомобили, заводы и т. д. Роль солнца в жизни всего живого.
5. Живое - неживое.
Понятие «живое» (на примере комнатных растений и аквариумных рыбок).
Понятие «неживое» (на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнение по характерным признакам (живет, растет, питается^! размножается).
6. Камни, песок, глина, почва.
Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Свойства камней: твердые, не рассыпаются. Свойства почвы: «живая» земля, служит для роста растений. Использование их в жизни человека. ^
7. Растения. Характерные признаки деревьев, кустарников, травы.
Обобщенное представление о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться, стебель, чтобыеГ, доставлять питательные вещества из земли другим органам и т. д.) Правила ухода за растениями. Роль растений в жизни человека.
8. Животные. Разнообразие животного мира.
Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых,ЗС «5 рыб. Их отличительные черты.
Размножение животных на примере 1 - 2 видов. Воспитание бережногоЗС отношения к животным. Помощь животным, оби тающим рядом с нами.
9. Плаиета Земля. * Знакомство с планетой земля.
Знакомство с глобусом. Разнообразие климата на Земле. Мифы о сотворении Земли. ^ Ю. Поможсм природе. ^
Отношение современного человека к природе. Вымершие животные. ^ Красная книга, создание заповедников, соблюдение мер охраны^ •{г- Природы.
11. Итоговое занятие.
Литература:
1 .П. Г. Сасаморукова «Как знакомить дошкольников с природой».
2. Л. Н. Павлова «Знакомить малыша с окружающим миром».
3. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детско; саду».
Природоведческая викторина (загадки о природе, вопросы, ответы н ^ них, чтение стихов и т. д.).
3. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском, :
Ш. садУ>>-
4. А. Д. Каменева «Мир природы и ребенок».
5. М. В. Лукич «Детям о природе».
6. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». ЗС
7. Е. И. Зотова «Знакомим дошкольников с миром животных». л ЖГ Б. О. Л. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду».
9. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском^ саду».