Ольга Ярова
Образовательная программа кружка «Дошкольник + компьютер»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 1.
Пояснительная записка.
В настоящее время правительство Российской Федерации во главе с президентом уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. В выступлении на II Общероссийском гражданском форуме в Москве в январе 2008 года президентом Дмитрием Медведевым было сказано: «Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы «встроиться» грамотным образом, не подрывая нравственные устои и, в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития».
Публикация «Образовательная программа кружка „Дошкольник + компьютер“» размещена в разделах
Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в детские сады, школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
По степени авторства программа модифицированная. В ее основе лежит перспективно – тематическое планирование Л. А. Коч и Ю. А. Бревновой. Конспекты занятий были скорректированы и адаптированы к конкретным условиям реализации.
Основная цель программы : развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера. Цель достигается в процессе разнообразных видов деятельности : игровой, учебной, двигательной, художественной.
Воспитательные задачи.
• Формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
• Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, а также чувства личной ответственности.
Развивающие задачи.
• Развитие основных свойств внимания, наблюдательности, творческого воображения, логики.
• Развитие умения думать, исследовать, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца.
• Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, отвечать на них, уметь задавать вопросы.
Образовательные задачи.
• Формирование начальных навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word».
• Формирование системы знаний об устройстве компьютера, о правилах поведения и технике безопасности в компьютерном классе.
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается, во-первых, в тесном сотрудничестве детского сада с МБОУ Тургеневской СОШ. Во- вторых, она даёт возможность каждому ребёнку продолжить в пределах школы дальнейшее обучение работе за компьютером. А основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка.
Особенности возрастной группы детей. Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. В процессе занятий дошкольников на компьютере улучшается их память и внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание начинает у ребенка развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Особенностью набора детей является обязательное анкетирование родителей. Цель которого - выявление родителей, отказывающихся от посещения их детьми данного кружка.
Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Необходимо заметить, что продолжительность занятия отличается от академического часа (45 минут) и составляет всего 30 минут. Это соответствует медико-гигиеническим рекомендациям при работе с компьютером. Занятия проводятся по подгруппам. Каждое занятие – комплексное и включает в себя 3 этапа:
• подготовительный – погружение в сюжет занятия, подготовка к работе за компьютером (10 мин.);
• основной – овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельная деятельность ребенка за компьютером (15 мин.);
• заключительный – снятие зрительного и физического напряжения (5 мин.)
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса дети должны
знать:
• названия и функции основных частей компьютера;
• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
уметь:
• использовать в работе клавиатуру и мышь;
• воспринимать и анализировать информацию с экрана;
• осуществлять необходимые операции при работе в «Word» и графическом редакторе «Paint»;
• называть части компьютера;
• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
• находить закономерности в изображении предметов, обобщать категории;
• составлять целое из предложенных частей;
• ориентироваться во времени и пространстве;
• осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
На занятиях дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Учебно-тематический план.
№ Тема Количество часов
1. Здравствуй, класс компьютерный. 2
2. Устройство компьютера. 5
3. Разновидность компьютерных игр. 4
4. Текстовый редактор «Word». 5
5. Практическая работа «Создание и редактирование текста». 1
6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами. 8
7. Творческая мастерская. 1
8. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур. 6
9. Устройство «Принтер». 1
10. Викторина «Компьютер – мой новый друг» 1
Итого 34