Наталия Калинина
Образовательная программа «Бумагопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Технология конструирования из бумаги имеет ряд специфических особенностей. Сложные пластические композиции посильны, тем, кто имеет определенную базу художественного образования, но большинство изделий могут быть выполнены людьми, не имеющими специальной подготовки. Усвоение предварительных упражнений, использование вспомогательных выкроек и схем позволят всякому любителю этого вида творчества выполнять поделки сувенирного характера и несложные пластические композиции.
Публикация «Образовательная программа „Бумагопластика“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги и картона — занимательное обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя настоящим творцом. Во время изготовления из бумаги разных поделок ребенок научится работать с ножницами, приобретет важные навыки по сгибанию и конструированию.
Программа «Бумагопластика» предполагает обучение детей основам работы с бумагой разной фактуры в течение 2лет. Она предназначена для детей 7 – 14 лет.
Понимание и владение техникой бумажной пластики дадут возможность безграничной творческой деятельности школьников в любой профессиональной области, какой бы не занимались они в будущем, что, несомненно, приносит огромную пользу.
В процессе занятий бумагопластикой ребенок :
– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
– Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи и представлять по ним изделия в объеме.
– Знакомит с основными геометрическими понятиями.
– Помогает развитию чертежных навыков.
– Стимулирует развитие памяти.
– Учится концентрации внимания.
– Развивает творческие способности.
– Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках бумагопластики играют часто и весело!
– Расширяет коммуникативные способности.
Актуальность программы состоит в уникальной возможности развития мелкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. В процессе обучения происходит развитие фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления и воображения. Проводимые занятия позволяют обучающимся, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.
Методика преподавания зависит от способностей, таланта и личности педагога.
– Демонстрация выполнения изделия происходит с помощью большого листа бумаги, который должен быть с одной стороны цветной, с другой белый. Он должен быть хорошо виден из любой точки кабинета.
– Постепенное приучение ребят к условным знакам и схемам.
– Чертить или демонстрировать следующий этап только после того, как все ученики справятся с предыдущим шагом. Помогать отстающим.
– Всегда максимально точно и ясно комментировать все свои действия словами.
– Всегда готовить к уроку 2-3 дополнительных изделия. Вдруг не хватит материала, или ученики попросят сложить что-нибудь еще. Педагог всегда должен быть готов подтвердить свой статус волшебника.
– Познакомив ребят с очередной фигуркой, попросить их сложить её снова самостоятельно или только с помощью словесных комментариев педагога. Такой прием развивает зрительную и мышечную память.
– Устраивать внеурочные конкурсы, на которых ребята с помощью своих альбомов или на память должны выполнить максимальное количество изделий.
– С ребятами старшего возраста можно провести творческий урок, на котором предлагается из известной им базовой формы придумать какую-либо свою собственную фигурку.
– Завершается годовой цикл занятий выставкой-конкурсом выполненных обучающимися работ. Награждение победителей.
ПРИМЕРНАЯ структура занятия
1. Вводный инструктаж (3 – 5 мин)
Объяснение учащимся техники безопасности.
1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.
2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.
3. Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (20 – 30 мин)
1. Ученики выполняют последовательные этапы выполнения изделия.
2. Запоминают процесс выполнения изготовления.
3. Текущий инструктаж
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения работы.
4. Подведение итогов (5 – 7 мин)
Задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий.
5. Уборка помещения
Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.
Цель программы : формирование у школьников практических умений и навыков в выполнении своих конструкторских замыслов, дать представления о бумаге как о материале для работы, ее свойствах, возможностях.
Задачи:
Образовательные – познакомить со способами работы с бумагой, научить основам конструирования из бумаги разной фактуры простых и сложных форм, точно соблюдать симметрию и пропорции в частях построек; пользоваться различными материалами и инструментами.
Развивающие - развивать пространственное воображение, мышление, память, наблюдательность, точность и аккуратность в работе, фантазию, моторику пальцев рук.
Воспитательные – воспитание терпения и усидчивости, аккуратности, формировать умение трудиться в коллективе, развивать самостоятельность.
Для воспитанников 1 года обучения программа рассчитана на 144 учебных часа в год, для детей 2 года обучения — на 216 учебных часов в год. Возможно проведение индивидуальных занятий, которые отражаются в учебно — тематическом планировании.
Обучение ведется «от простого к сложному», то есть дети сначала выполняют простые элементы, учатся складывать бумагу в базовые формы, выполняют простые орнаменты в полосе, квадрате и круге, геометрические фигуры, животные, цветы, далее переходят к более сложным объемным формам и конструкции — изготовление декоративных розет, фигуры людей, транспорта, кристаллов, архитектурных сооружений.
На занятиях применяются такие формы обучения как: беседа, рассказ, игры, практические и самостоятельные работы. Занятие состоит из нескольких этапов: организационная часть, теоретическая, практическая, подведение итогов.
Занятия с бумагой перекликаются с предметами школьной программы : геометрия, ИЗО, технология, черчение.
На первом году обучения по программе «Бумагопластика» ставится
цель: дать представления о бумаге, ее свойствах, возможностях, познакомить с техникой безопасности, материалами и инструментами, правилами обращения с ними.
Задачи:
Образовательные : научить выполнять изделия из бумаги по схемам и шаблонам, пользоваться различными материалами и инструментами.
Развивающие: развивать фантазию, воображение, пространственное мышление, память, аккуратность, моторику пальцев рук, точность в работе.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.
К концу 1 года обучения дети должны:
1. Знать:
- историю возникновения бумаги;
- технику безопасности;
- основы композиции;
- терминологию «эскиз» и «набросок».
2. Уметь:
- пользоваться инструментами для бумагопластики;
- составлять схемы ленточных узоров и эскизы орнаментов разного вида;
- выполнять по образцу и шаблонам изделия из бумаги.
На втором году обучения по программе «Бумагопластика» ставится
цель: научить выполнять изделия из бумаги разной фактуры более сложной формы.
Задачи:
Образовательные : научить самостоятельно разрабатывать эскизы панно, оформлять постройки архитектурных сооружений, точно соблюдать симметрию и пропорции в частях построек.
Развивающие: развивать фантазию,воображение, память, точность в работе, моторику пальцев рук.
Воспитывающие: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.
К концу 2 года обучения дети должны:
1. Знать:
- технику безопасности;
- основы композиции;
- терминологию «эскиз» и «набросок».
2. Уметь:
- самостоятельно составлять схемы декоративных розет и эскизы панно;
- выполнять изделия из бумаги простых, сложных и объемных форм.
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с историей возникновения бумаги. Показ готовых работ.
2. Материалы, инструменты и приспособления
Знакомство с инструментами и материалами, правила работы с ними, их хранение. Знакомство с различными видами бумаги.
Практическая работа: осваивание техники работы с инструментами, выполнение простых операций.
3. Основы композиции
Знакомство с основами композиции.
Практическая работа: составление композиции орнаментов разного вида.
4. Эскиз, набросок
Знакомство с терминами «эскиз» и «набросок».
Практическая работа: составление эскиза орнаментов разного вида, выполнение наброска животных, цветов, фигуры людей.
5. Изготовление животных
Беседа о животных.
Практическая работа: Выполнение поделки животных по шаблону.
6. Скоро Новый год!
Беседа о карнавальных костюмах и масках.
Практическая работа: изготовление масок животных и людей, новогодних игрушек.
7. Изготовление цветов
Беседа о цветах.
Практическая работа: изготовление цветов с помощью шаблонов.
8. Изготовление ленточных узоров
Схематичное построение ленточных узоров.
Практическая работа: изготовление сложных орнаментов в полосе (волнообразный орнамент, орнамент конических объемов, образованный двумя пересекающимися линиями; многоугольная звезда, многоугольная снежинка, «дверной проем», «спина ящерицы», «спина крокодила»).
9. Изготовление транспорта
Практическая работа: изготовление разных видов транспорта с помощью шаблонов.
10. Изготовление кристалла
Практическая работа: изготовление кристалла по схеме с помощью надреза.
11. Изготовление зданий
Практическая работа: изготовление зданий простой формы по схеме.
12. Заключительное занятие
Подведение итогов, анализ проделанной работы за год. Отбор лучших работ на итоговую выставку.
Содержание тем программы 2года обучения
1. Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала 1года обучения.
2. Композиция
Практическая работа: составление композиции орнаментов в круге, архитектурных зданий.
3. Эскиз, набросок
Повторение терминологии
Практическая работа: составление эскиза панно различного вида различных деталей изделия, выполнение наброска транспорта, фигуры человека.
4. Изготовление транспорта
Практическая работа: изготовление по схеме разных видов транспорта более сложной формы.
5. Изготовление декоративных розет
Практическая работа: изготовление декоративных розет по схеме с помощью сгиба.
6. Свободная тематика
Беседа о разных поделках.
Практическая работа: изготовление разных поделок.
7. Изготовление фигуры человека
Практическая работа: изготовление фигуры человека.
8. Изготовление панно
Практическая работа: изготовление панно по эскизу
9. Изготовление архитектурных зданий
Практическая работа: изготовление по схеме архитектурных зданий сложной формы.
10. Заключительное занятие
Подведение итогов, оформление итоговой выставки. Подведение итогов проводится с помощью контрольного тестирования).