Светлана Сульманова
Конспект ООД по музыке «Далёкие и близкие друзья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по
художественно-эстетическому развитию на тему:
«Далёкие и близкие друзья»
Пояснительная записка
Россия всегда была многонациональной по составу и самым большим по площади государством. Этот факт делает Россию страной с очень богатой культурой. Одновременно это обязывает всех граждан с уважением относиться к представителям всех национальностей, к их обычаям и традициям.
Публикация «Конспект ООД по музыке „Далёкие и близкие друзья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Умение жить в ладу с другими народами закладывается в детстве, но оно не передаётся по наследству. В каждом поколении его надо воспитывать вновь и вновь. И, чем раньше начнётся формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. В данных условиях развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования, которые ставит государство.
Основная часть
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интереса к музыкальной культуре и традициям народов России: русские, якуты, удмурты, казаки.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления детей о культуре разных народов, живущих в России.
Развивающие:
1. Развивать навык пения без сопровождения.
2. Развивать навык игры на шумовых и детских музыкальных инструментах.
3. Развивать навыки танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать со сверстниками.
2. Воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям разных народов.
Структура ООД
№ Этапы Задачи Результат Время
1. Подготовительная
часть Положительный эмоциональный настрой, мотивация детей, проблемная ситуация, организация направленного внимания. Подведение к основной части занятия. Психологическая готовность, внутренняя мотивация на деятельность. Снятие напряжения и физическая разрядка. 2
2. Основная часть Изложение новых знаний.
Импровизация на музыкально-шумовых инструментах, музыкально-ритмические и танцевальные движения, вокальная попевка. Получение новых знаний о народах, живущих в России. 18
3. Заключительная часть Обобщение, рефлексия, положительная педагогическая оценка.
Осознание себя как участника творческого процесса.
Тип: Закрепление знаний, изучение нового материала.
Вид: Интегрированный.
Интеграция:
• Образовательная область «Познавательное развитие»:
расширять представления детей о крестьянском быте, предметах домашнего обихода и традициях ткачества г. Павловский Посад; быте якутов и знакомстве с музыкальным инструментом-варган; г. Ижевск- Родина композитора П. И. Чайковского, казачья станица-место проживания казаков.
• Образовательная область «Речевое развитие»:
обогащать словарный запас детей новыми словами: чум, варган, якуты, удмурты, павловский платок, станица, казак, плетень, любо.
• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности.
Проявлять активность и готовность к сотрудничеству в кругу сверстников.
• Образовательная область «Физическая развитие»:
ритмично двигаться, передавать несложный ритмический рисунок в движениях.
Вид детской деятельности: музыкальный, игровой, двигательный.
Форма организации: подгрупповая.
Методы и приемы:
Словесные методы: диалог, объяснение, художественное слово, пояснение, проблемная ситуация, проблемные вопросы.
Наглядные методы: демонстрация слайдов, иллюстрации, показ предметов домашнего обихода, музыкального щипкового инструмента варган, женской крестьянской одежды, использование декорации «Русская изба», «Чум», «Лодка», «Карусель», «Плетень».
Практические методы: ритмическая импровизация, пляска с платком, исполнение попевки «Ты лети, ковёр, лети!»
Игровой приём: сюрпризный момент, музыкальная игра, игровая мотивация.
Оборудование: Мультимедийный проектор, музыкальный центр, пианино, пульт для презентаций, фотоаппарат, аудиозапись.
Пособия: Синяя ткань для изображения «родника», синие и красные платочки, листья по количеству детей, музыкальный инструмент - треугольник по количеству детей, макет лодки, макет русского деревянного дома, макет деревянного сундука, скамейка деревянная, макет плетня, русские павлопосадские платки, шумовые инструменты барабан, бубен, трещотки по количеству детей, макет «Ковёр-самолёт», почтовые конверты по количеству детей, почтовый конверт большой, карта путешествий (формат А4, почтовая коробка.
Музыкальный материал: Пение: Музыкальное приветствие, попевка «Нам друзей не сосчитать».
Музыкально-ритмические движения: подскоки, ритмический тренаж «Олени скачут», музыкально-ритмические движения с предметом (листья).
Слушание: «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковский, звучание щипкового инструмента – варган.
Развитие музыкальной памяти «Назови имя композитора».
Озвучивание музыкальными инструментами (треугольник).
Пляска: Русский хоровод с платками.
Оркестр шумовых инструментов
Игра на развитие чувства ритма «Часики»
Игра «Олени и оленеводы»
Игра на развитие диатонического слуха «Карусель»
Организация детей: Зал поделён на 5 секторов. 1 сектор – место перед экраном для организации и проведения рефлексии.
2 сектор – чум. 3 сектор – родник с лодкой. 4 сектор – деревянный дом и сундук. 5 сектор – плетень. По ходы образовательной деятельности дети вместе с музыкальным руководителем переходят из одного сектора в другой, выполняя поставленные педагогом задачи.
Ход образовательной деятельности:
Этап Содержание Задачи
1. Звучит спокойная музыка.
В зал входят дети. Слайд №1
Музыкальный руководитель (далее М. Р.): Здравствуйте, ребята.
Поздороваемся друг с другом и с гостями.
Приветствие будет не простое, а музыкальное.
Вокальная распевка «Музыкальное приветствие»
М. Р. :
Добрый день, добрый день
Встретились мы снова
Слушать музыку и петь
Вы уже готовы?
Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. Р. : Рада видеть улыбки на ваших лицах. А кому мы дарим улыбки?
Ответы детей
М. Р. : Я согласна с вами - маме, папе, своим близким друзьям, которые рядом с нами.
И свои улыбки нам прислали наши друзья из г. Минск Республика Белоруссия, и видеописьмо. Предлагаю его посмотреть.
Музыкальный руководитель с детьми смотрят на экране видеописьмо. Слайд № 2.
М. Р. : Какая замечательная новость, вы рады? Будем ждать посылку.
Стук в дверь
М. Р. : Ребята, посмотрим, кто стучит?
Дети смотрят, что за дверью стоит посылка.
М. Р. : Нам пришла – посылка.
Это посылка от ребят из г. Минска! Давайте скорее её открывать!
Дети открывают посылку. В ней лежит «ковёр-самолёт», карта, фотоаппарат.
М. Р. : Ребята, как вы думаете, что это? Я думаю, что это «ковёр-самолёт».
В посылке еще фотоаппарат и карта России. Для чего нужен ковёр-самолёт?
Для чего нам карта и фотоаппарат?
Ответы детей
М. Р. : Вы правы, «ковёр-самолёт» нужен, чтобы летать и путешествовать. А в путешествии нужна карта и фотоаппарат, чтобы делать снимки на память.
Предлагаю не медлить и отправиться в путешествие! Садитесь поскорее все на ковёр-самолёт. Возьмём с собой улыбки, фантазию и воображение!
Дети и музыкальный руководитель садятся на «ковёр самолёт».
М. Р. : Ребята, чтобы взлететь – надо знать волшебные слова.
Какие вы знаете?
Дети предлагают свои варианты. Муз. руководитель и дети пробуют проговорить эти слова, чтобы взлетел «ковёр самолёт». Не получается добиться желаемого результата. Положительный эмоциональный настрой детей на совместную деятельность.
Создание атмосферы психологической безопасности.
Развитие внутреннего слуха.
Умение петь без сопровождения.
Сюрпризный момент
Игровая мотивация
Сюрпризный момент
Проблемная ситуация.
Поисковый вопрос проблемного характера.
2. М. Р. : Я тоже знаю такие слова, только их нужно пропеть. Послушайте.
Музыкальный руководитель поёт:
Ты лети ковёр лети
И к друзьям нас приземли.
1,2,3,4,5 –нам друзей не сосчитать.
Сколько их-посмотри.
Руку дружбы протяни!
Дети поют вместе с музыкальным руководителем
М. Р. : Ребята, у нас получилось! Держитесь за руки, полетели!
На экране небо и звуки летящего самолёта.
Слайд № 3
М. Р. : Мы снижаемся. Посмотрим, ребята, куда мы приземлились?
Музыкальный руководитель и дети подходят и к чуму. Слайд № 4
М. Р. : Это холодная Якутия.
Ребята - это чум, в таких жилищах на севере России в Якутии живут люди. Якуты разводят оленей, из оленьей шкуры делают себе одежду, а для детей из копыт оленя мастерят погремушки. Посмотрите, - вот они.
Музыкальный руководитель показывает погремушку из копыт оленя.
Дети рассматривают погремушку.
М. Р. : Якуты любят танцевать и играть на народных инструментах. Послушайте, как звучит этот инструмент.
Музыкальный руководитель одевает накидку, показывает инструмент варган.
Дети рассматривают инструмент
М. Р. : Ребята, это музыкальный щипковый инструмент. Называется он варган. Повторим название инструмента вместе – Варган. На что похоже звучание варгана?
Ответы детей
М. Р. : Правильно - на звуки пурги и метели. Температура воздуха в Якутии понижается зимой до 60-ти градусов мороза. Это очень холодно! И чтобы не замерзнуть, маленькие оленята не стоят на месте. Скачут, бодаются рожками, догоняют друг друга. За оленями смотрят оленеводы. Разделимся на две группы. Мальчики будут оленеводами, а девочки-оленятами. По команде – оленята! Девочки выполняют подскоки. По команде – оленеводы! Мальчики смотрят на оленей, а девочки (оленята) показывают на свои копытца.
Игра «Олени и оленеводы»
А теперь мы покружились и в ребяток обратно превратились.
Слайд №5
М. Р. : Нам пора продолжать путешествие, а на память предлагаю сделать фото с оленёнком.
Музыкальный руководитель фотографирует детей около чума.
М. Р. : Полетим дальше? Садитесь на ковер. Отметим это место на карте.
Дети рассматривают карту.
Помните волшебные слова? Споём их вместе.
Музыкальный руководитель и дети садятся на «ковёр самолёт», поют попевку «Ты лети, ковёр, лети!» Слайд № 6
М. Р. : Мы приземлились, посмотрим, куда нас приземлил нас ковёр-самолёт?
Звучит «Октябрь» П. И. Чайковского Слайд № 7
М. Р. : Ребята, я слышу знакомую мелодию…а вы узнали её?
Ответы детей
М. Р. : Правильно, это музыка П. И. Чайковского. Я знаю, где мы оказались. Это Родина великого русского композитора П. И. Чайковского - г. Ижевск, что в Удмуртии. Здесь много рек, ручейков, родников, которые не замерзают даже зимой, поэтому местные жители - удмурты называют свою родину родниковым краем. Возьмите осенние листочки, и придумать свой танец. А кто возьмёт музыкальный инструмент – треугольник, тот будет изображать капельки воды.
Музыкальный руководитель садится в лодку и берёт треугольник. Дети вместе с музыкальным руководителем играют на треугольниках. Другие дети кружатся с листочками в центре зала.
Слайд №8
Слушание с использованием музыкально-ритмических движений, с игрой на треугольнике «Осенняя песня» П. И. Чайковский
Музыкальный руководитель благодарит детей. Дети садятся на колени рядом с музыкальным руководителем.
М. Р. : Ребята, какое настроение принесла вам музыка?
Ответы детей
М. Р. : Согласна с вашими ответами – музыка светлая, задумчивая, мечтательная, немного грустная. Как природа осенью.
Обязательно сделаем фотографию на память, садитесь в лодочку.
Музыкальный руководитель фотографирует детей.
М. Р. : А нам пора отправляться дальше. Все на ковёр-самолёт! Отметим на карте, это место.
Дети рассматривают карту.
Музыкальный руководитель и дети садятся на «ковёр самолёт», поют попевку «Ты лети, ковёр, лети!» Слайд №9
М. Р. : Ребята, смотрите - мы приземлились туда, где живут мастеровые люди – умельцы и ремесленники. Небольшой городок – Павловский Посад. Город славится яркими шалями и платками.
Музыкальный руководитель берёт большой платок и накидывает на плечи. Слайд №10
М. Р. : Платки хранят тепло, дарят здоровье и служат украшением русской женщины.
Что за чудо узор
Что за краски вокруг.
Это поле цветов
Словно солнечный луг.
На посадском платке
Россыпь разных цветов
Ароматы полей, дуновенье ветров!
Дети рассматривают платки
М. Р. : Посмотрите ребята - в таких деревянных домах давно в старину на Руси жили люди. Предметы дома, кухонная посуда - всё было из дерева. Вот и деревянный сундук. В таких сундуках женщины хранили одежду-рубахи, платья, платочки. Откроем его.
Платочки возьмём-хоровод заведём.
Дети берут платочки. Выполняют движения с платком по показу музыкального руководителя. Слайд № 11
Пляска «Хоровод с платками»
Музыкальный руководитель благодарит детей. Дети убирают платки в сундук.
М. Р. : На праздники народ собирался, чтобы отдохнуть и повеселиться. Пели песни, танцевали, катались на карусели. Смотрите, ребята – а вот и карусель. Предлагаю прокатиться. Добро пожаловать на весёлую ленточную карусель!
Берите ленту в руку. Сначала карусель будет раскачивать медленно, а потом всё быстрее и быстрее!
Приготовились – покатились!
Дети берут ленты. Слайд № 12
Музыкально-ритмическая игра «Карусель»
М. Р. : Понравилось вам в г. Павловский Посад?
Ответы детей
М. Р. : Обязательно сделаем фотографию на карусели на память, и нам пора отправляться дальше. Все на ковёр-самолёт! Отметим на карте, это место.
Дети рассматривают карту.
Музыкальный руководитель и дети садятся на «ковёр самолёт», поют попевку «Ты лети, ковёр, лети!» Слайд №13
М. Р. : Ребята, слышите вдали весёлая музыка звучит, подойдём ближе.
Муз. руководитель и дети подходят к плетню.
Слайд №14
М. Р. : Это плетень – по-другому забор. Такие заборы делаю на юге нашей страны. Это южная деревня, называется станица. Повторим вместе – станица.
В станице живут казаки. Казаки вольный свободный народ, мальчиков обучают езде на лошади, а девочки с малых помогают по хозяйству, а ещё казаки любят петь, танцевать, веселиться от души! Посмотрите ребята, а вот и разные инструменты.
Инструменты возьмём
С ними в круг пойдём.
Дети берут бубны, барабан, трещётки. Слайд №15
Ритмическая игра «Часики»
Оценка музыкального руководителя
М. Р. : Если у казаков хорошее настроение – они говорят – «Любо!» Ответите мне, как настоящие казаки? Вам понравилось играть?
Ответы детей
Сделаем фото на память?
Ответы детей
Музыкальный руководитель фотографирует детей.
М. Р. : Ребята, мне кажется, что нам пора возвращаться в детский сад.
Все на ковёр-самолёт! Отметим на карте, это место.
Дети рассматривают карту.
Музыкальный руководитель и дети садятся на «ковёр самолёт», поют попевку «Ты лети, ковёр, лети!». Слайд №16
Музыкальный руководитель просит детей помочь убрать «ковёр самолёт».
Игровая мотивация.
Развитие внутреннего слуха.
Развивать ладотональный слух, память, стимулируя творческие проявления в процессе графического изображения рукой хода мелодии, отражающего движение мелодии.
Мотивация общения
Определить характер звучания музыкального инструмента-варган. Развивать тембровый слух, закрепить знания о музыкальных инструментах народов Севера
Обогащение словарного запаса
Развитие навыка исполнения ритмических движений, в соответствии с характером музыки,
творческого воображения
Развитие внутреннего слуха.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
Закрепление знаний о композиторе и знакомом музыкальном
произведении.
Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческого воображения, танцевальная импровизация.
Умение играть в ансамбле.
Определить характер музыкального произведения П. И. Чайковского и описать их по признакам.
Развитие внутреннего слуха, пение без сопровождения.
Дать представление о старом русском городе – Павловский Посад.
Художественное слово
Мотивация общения
Развивать навык исполнения танцевальных движений в соответствии с характером музыки, развитие гибкости и пластичности.
Развитие чувства ритма, умение
согласовывать музыку и движения.
Развитие внутреннего слуха, умение петь без сопровождения.
Дать представление о южной деревне-станице
и местных жителях-казаках.
Обогащение словарного запаса.
Развитие чувства ритма.
Воспитывать дружеские взаимоотношения умение взаимодействовать со сверстниками.
Осознание себя, как участника творческого процесса
Положительная педагогическая оценка деятельности детей.
Развитие внутреннего слуха, умение петь без сопровождения.
Слайд №17
М. Р. : Закончилось наше путешествие по разным уголкам нашей Родины. Какой замечательный подарок прислали нам друзья!
Что вам запомнилось больше всего?
Музыкальный руководитель показывает карту.
Ответы детей
Как нам их отблагодарить наших друзей за такой замечательный подарок?
Ответы детей Как нам их отблагодарить наших друзей за такой замечательный подарок?
Ответы детей
М. Р. : Конечно, написать письмо. Что написать в письме? Подумайте. Передавайте конверт. Каждый скажет – что он хочет написать нашим далёким друзьям. Слайд №18
Ответы детей
М. Р. : Предлагаю отправить фотографии, которые мы сделали.
Музыкальный руководитель показывает фотографии всем детям. Отмечает всех детей на фото.
Опускает фотографии в конверт.
Комментарии детей
М. Р. : Завтра я опущу этот конверт в почтовый ящик, и оно отправится в долгий путь к нашим далёким друзьям в г. Минск республика Белоруссия.
Ребята, наше путешествие завершилось. В память о нём хочу подарить вам почтовые конверты, чтобы вместе с родителями вы написали письма своим друзьям, которые живут далеко.
Мы открытки шлём друзьям
И рисунки на листочке
Присылают письма нам
Очень рады каждой строчке!
Внутри магнитики, записки
Пожелания друзей!
И в конце всегда приписка "Ждём ответа поскорей!».
Музыкальный руководитель просит детей повернуться лицом к пианино.
Попевка «Музыкальное прощание»
Музыкальный руководитель провожает детей из зала. Слайд №19
Дети выходят из зала с конвертами.
Рефлекс
ия. [/b]
Формирование элементарных навыков самооценки.
Положительная педагогическая оценка деятельности детей.
Сюрпризный момент.
Итог деятельности.
Список источников:
1. Картушина М. Ю. «Праздники народов мира в детском саду» часть 1, 2, Москва 2009.
2. Косарева В. Н. ФГОС ДОУ «Народная культура и традиции», Волгоград 2004.
3. Ботякова О. А. «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор» С-Петербург 2016.
4. Богомолова М. И. Праздник как средство интернационального
воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.
5. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. //Дошкольное воспитание. – М., 2003, № 11. – с. 51-54.
Спасибо за внимание!