Светлана Соболева
Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи
Актуальность
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»,
Аристотель.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
1. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
2. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
3. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Систематические занятия, с использованием пальчиковых игр, повышают работоспособность головного мозга, давая сильный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Перспективное планирование пальчиковых игр на год.
Осуществляю эту работу во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх, на прогулках - по темам.
сентябрь:
Ребенок в детском саду-«Дружные ребята»,
Игрушки-»В гости»,«На большом диване в ряд»,«Домик»
октябрь:Овощи«У Лариски - две редиски», «Огород»-
Фрукты-«Будем мы варить компот», «Фрукты»
Осень-«Подарки осени»,»Прогулка»
ноябрь:Части тела-«Есть на пальцах наших,«Есть у нас на голове.»,«Руки требуют заботы»
Осень-«…будем листья собирать»,«Я по улице гуляла»,«Дождик»
Одежда-«Варежка»
Обувь[/u«Сколько обуви у нас»
декабрь:Домашние животные-«Коза рогатая»,»Хозяйство»
Птицы-«Птички», «Курочка»
Зима-«Мы с тобой снежок слепили», «Мы во двор пошли гулять»
Новый год-«На нашей елке»
январь: Дикие животные-«Бурый мишенька зимой», «Зайцы»
Птицы-«Десять птичек - стайка»
февраль:Посуда-«Мы посуду перемыли»
Мебель-«Много мебели в квартире»
Транспорт«Автобус, троллейбус»
-Профессии-«Шофер», «Инструменты»
март:Весна-«Веселые льдинки», «Луч»
Моя семья-«Моя семья», «Очки»
Мой дом-«Строим дом»
Безопасность на улице-«Машина»
апрель: Мир растений-«Колокольчики», «Веселые прищепки»
Мир животных-«Кошки и собаки», «Ежик»
май:Труд людей-«Шоферы», «Маляры»
Школа-«Семь вещей у нас в портфеле»
Мир насекомых-«Паучок», «Улитка», «Пчела»
Лето-«Цветок»
Разнообразие пальчиковых игр
Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза.
Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала.
Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
Можно предложить детям занятия с крупой: сортировать ее, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика, – совсем не трудно, для начала предложить покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Игра «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано. Детям нравится играть в эту игру. В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.
Параллельно дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать. Научить большинство детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок – большая трудность. Вначале дети продевали шнурок в отверстия беспорядочно, не соблюдая нужной последовательности. Затем учатся завязывать и развязывать узелки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.
Вывод
Работая над этой темой, получила значимые результаты: у детей расширяется словарный запас и кругозор, развивается память, желание играть и принимать помощь от взрослого, появляются такие качества, как терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от совместной игры, самостоятельность.
Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми
играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детьми помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.