Наталья Дриллер
Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Создание образовательного пространства, обеспечивающего формирование духовно-нравственного воспитания личности
Дошкольный возраст - это время воспитания духовных ценностей, нравственных поступков.
Активная жизненная позиция ребенка воспитывается взрослыми, нравственно-духовное воспитание осуществляется в повседневной жизни. Поэтому правильно организованное пространство в группе помогает обеспечить гармоничное развитие дошкольников.
Публикация «Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. У каждого ребенка разные потребности и интересы: кто-то хочет поиграть в театр, кто-то в интеллектуальные игры. Поэтому мы стараемся создать как можно большее количество центров развития, и каждый центр направлен на духовно-нравственное воспитание ребенка. Утром по прибытию ребенка в детский сад, мы обговариваем с ним, в каком бы центре он хотел находиться и чем заниматься. Помогаем определиться с выбором, не диктуя условий, а ориентируясь на его желания. В каждом центре разработаны схемы поведения, например, нельзя ломать инструменты, рвать книги, алгоритмы действий, как провести опыт в центре экспериментирования.
В центре «Мы – россияне» размещены фотографии с видами нашего города, символика государства, магнитофон и записи детских, русских народных и патриотических песен. Ребенок самостоятельно может прослушать эти песни. Имеются макеты флагов, плоскостная игра «Собери герб». Совместно с родителями изготовлена игра «Что сначала, что потом», через которую дети узнали, как жили люди в старину на Руси и как сейчас живут в России, перекидное панно нашего района.
Особое внимание духовно-нравственному развитию ребенка уделяем в центре «Книжный уголок». Здесь мы выставили книги омских авторов, русские народные сказки, чтобы ребенок мог знакомиться с истоками нашей Родины, с красотой русской природы. Для самостоятельного рассказывания, выкладываем картины и опорные схемы. В этом центре используется магнитофон для прослушивания художественных произведений.
В центре «Музыкальный уголок» расположены шумовые инструменты. Мы добавили трещотки, деревянные ложки, поместили альбом «Омский народный хор». Это способствует развитию интереса к своему городу.
Для воспитания интереса к культуре русского народа в центре «Умелые ручки» выложены альбомы народных промыслов и настоящие изделия: жостовский поднос, посуда с хохломской росписью, а также схемы выкладывания узоров для того, чтобы ребенок самостоятельно мог выбрать и выполнить узор. В доступном месте расположен разнообразный материал: природный (шишки, кора, веточки, бросовый (ткань, кожа, дерево) и стандартный (краски, карандаши, клей, бумага). Дети знакомятся с искусством своей страны, учатся видеть красоту изделий, желание самостоятельно выполнить какую-нибудь деятельность. Такая работа помогает видеть красоту вокруг себя и желание создавать своими руками. Духовный мир таких детей становится богаче. Такие дети не бывают черствыми, равнодушными, и вся их деятельность будет направлена на созидание.
В центре «Будь здоров» расположены плакаты строения человека, схемы точечного массажа, а также спортивный инвентарь (массажные коврики, мячи, скакалки, гимнастические палки, алгоритмы выполнения упражнений знакомят детей со здоровым образом жизни. Только физически и психически здоровые дети уверены в себе, способны решать проблемные задачи, находить выжод из нестандартных ситуаций. Такие дети могут в дальнейшем принести пользу своей Родине. Поэтому в этом центре мы знаком детей со строением тела, способами укрепления здоровья, профилактикой заболеваний.
В «Центре отдыха» имеются семейные фотоальбомы, схемы составления генеалогического древа, музыкальные записи на релаксацию, фотоматериалы с достопримечательностями города, страны. Мы стараемся познакомить детей с множеством социальных учреждений: школа, библиотека, театры, музеи. Прививаем правила поведения в общественных местах: уступать место, здороваться, не перебивать. Знакомим с правилами дорожного движения. Таким образом решаем задачу ДОУ социализации детей для безболезненного перехода их школьного возраста в школьную жизнь.
Вся эта деятельность помогает сформировать знания общественных норм поведения. Это помогает ребенку в дальнейшей жизни легче адаптироваться.
В центре «Природа» дети учатся ухаживать за растениями, за посадками. Ведем зарисовки в альбомах длительного наблюдения. Здесь же знакомим с растениями Омской области. На прогулке собирали гербарии и совместно с родителями организовали выставку цветов Омской области. Вся образовательно-воспитательная работа направлена на природно-охранную деятельность. В результате такой деятельности дети перестали без надобности рвать растения и ломать ветки, беречь природу вокруг себя. Такой подход воспитывает добрые чувства детей, наполняет его духовный мир желанием заботиться о природе и о человек как части природы, начинают осознавать, что в природе все взаимосвязано.
Таким образом, такой способ организации предметно-развивающей среды делает акцент на воспитание правил поведения детей и изучение истории России. Использование наглядного материала, развивающих игр, практической деятельности детей помогает воспитывать патриотов Родины, духовно-нравственную личность. По результатам работы была проведена диагностика по таким критериям, как применение правил поведения в природе, в общественном месте, в группе, гуманное отношение к природе, знание истории своего народа. На первой стадии исследования правил поведения составил 13%, то на конечном этапе 87%. Такая работа повысила гуманное отношение к природе с 30% до 90% - особую роль сыграли изготовление «Красной книги» и сбор гербария, т. к. познакомили детей с понятием «исчезающие виды» растений и животных и поэтому их надо беречь. Интерес к истории и культуре нашего народа и других народностей повысился с 5% до 53%. Это говорит о том, что сформировались такие качества как терпимость, уважение к традициям других народов. (Группу посещают дети разных народностей). Такая работа сдружила ребят, помогла понять, что все люди заслуживают уважения, внимания, независимо от национальности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста занимает особое место в нашей деятельности. Механизмы предметно-развивающей среды отвечают принципам: доступность, сменяемость, соответствие данному возрасту, эстетичности. Такой подход влияет на формирование личности ребенка, его самооценку, активность, отношение к другим людям.
Русский уголок
Здесь мы живем
Лаборатория
папка экспериментов
Красная книга Омской области