Танзиля Шарафетдинова
Нравственно-эстетическое воспитание детей татарской национальности
▼ Скачать + Заказать документы
Я рисую стены, крышу, окна, форточки, крыльцо…
Мне кричат, а я не слышу, я рисую пруд-кольцо
Огород к воде поближе, рядом яблоневый сад.
Мне кричат, а я не слышу, я рисую небеса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание детей татарской национальности» размещена в разделах
Нравственно-эстетическое воспитание детей татарской национальности – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее и воспитание нравственности через окружающий мир. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач педагога.
Огромное значение для нравственно-эстетического воспитания детей татарской национальности имеет народная педагогика, которая передается от поколения к поколению в устной форме и в виде фольклора.
Издавна в народе широко распространены народные игры. Народная игра – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.
Основные задачи при организации татарских народных игр:
– обучение детей родному татарскому языку;
– укрепление и оздоровление организма детей;
– формирование необходимых навыков движений;
– воспитание у детей дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников;
– развивать у детей эстетические чувства и представления.
Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике. Очень важна роль татарских игр в увлечении двигательной активности детей. Игра помогает ребенку преодолеть застенчивость, робость.
В формировании нравственно-эстетических чувств детей татарской национальности особое место занимает природа и её поэтические образы. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихах. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Прямое общение с природой и знакомство с её поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-этические чувства детей.
Особое место в жизни ребенка занимает театр. Он оказывает огромное влияние на внутренний мир ребенка. Детский театр и зритель в нем особенный: открытый, доверчивый и справедливый. После посещения театра мы приходим к выводу, что прикоснуться к чувственной сфере ребенка всколыхнуть ассоциации из его жизненного опыта и из сферы подсознательного отношения к увиденному возможно лишь при совместном со взрослым повторным «проживании ситуации».
1. Нравственно-эстетические беседы:
1. Кого можно называть другом?
2. Береги живое.
3. Встреча гостей.
4. В здоровом теле – здоровый дух.
5. В летний день.
6. Мой родной татарский язык.
7. Наша дружная семья.
8. Помоги Буратино и др.
2. Изобразительная деятельность.
1. Моя любимая игрушка.
2. Мой друг.
3. Моя семья.
4. Сделаем сами своими руками.
5. Подарок папе.
6. Праздник - Сабантуй и т. д.
3. Уроки добра.
1. Мое настроение.
2. Доктор Айболит
3. Школа зверей.
4. Животные – наши друзья и т. д.
4. Игры, путешествия.
1. Экскурсия в огород.
2. Экскурсия в цветочный луг.
3. Экскурсия в дельфинарий.
4. Поездка в деревню и т. д.
5. Проведение татарских национальных праздников.
1. Праздник урожая – Смбел.
2. Праздник весны – Нрз.
3. Праздник Грачиная каша – Карга боткасы.
4. Праздник Плуга – Сабантуй.
Нравственно-эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Чем более насыщенной и полной впечатлениями будет духовная и творческая жизнь ребенка, тем большая вероятность того, что в будущем он станет образованным и высококультурным человеком.