Татьяна Башлыкова
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Более 18 лет работаю с детьми в возрасте от 3 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине социально- опасного положения в семье, трудной жизненной ситуации. Дети, в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, трудности в сфере общения, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Реабилитационный период у детей проходит по-разному. Один ребенок, попадая в центр, радуется новым игрушкам, чистым простынкам, вкусной еде, он быстро «вливается» в новый коллектив. Другой ребенок, прожив в новом коллективе 2-3 недели, тяжело переносит разлуку со своими родными, не может, а иногда и не хочет находить общий язык с ровесниками, так как словарный запас крайне беден и ограничен обиходно- бытовой речью. Формированию связной речи у таких детей будет способствовать их социальной адаптации в обществе. Основной упор при работе с такими детьми делается на развитие коммуникативной сферы, что важно для социальной адаптации. Главное- найти те струнки у каждого ребенка, которые начнут побуждать его к активности в речи, в поведении. Нашим детям нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, чтобы он мог успешно учиться, сам выбирать свой жизненный путь и реализовывать его. Дошкольный и школьный возраст (младшее и среднее звено) самоценен тем, что он позволяет ребенку свободно осуществлять разные виды свободной деятельности- играть, рисовать, слушать сказки, лепить сказочных героев и тд. Это многообразие видов деятельности дает детям много знаний, навыков бытия, пополняет их жизненный опыт и в то же время развивает чувства, воображение, тягу к общению, эстетический вкус, нравственные качества. Важно, чтобы каждая прочитанная книга, сложившаяся ситуация нашла в душе ребенка эмоциональный отклик. Предложить проанализировать, оценить проблемную ситуацию, принять решения, в соответствии с моральными нормами, выразить свои эмоции, чувства. Это особенно важно при формировании личности маленького человека из социально- проблематичной семьи. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного нравственно- эстетического развития ребенка лежит через поэзию, художественную литературу, сказку, а так же продуктивные виды детской деятельности. По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Мы часто играем в игру «Мяч по кругу». На вопрос : «Чем запомнился тебе первый день в группе?». Дети давали такие ответы: «Мне подарили открытку», «. Все шили медведя, как в сказке», «Узнал, что из теста можно лепить»… Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –и я пойму».
"Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать- и я пойму. " |
Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах
• Беседа после чтения (Решение проблемных ситуаций)
• Рассматривание
• Игровая ситуация
• Дидактическая игра (• Игра-драматизация, показ настольного театра)
• Проектная деятельность
• Продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов, тестопластика, квилинг, творческое рукоделие и т. д. Каждый ребенок сам выбирает себе определенный вид деятельности
Важно, чтобы сам процесс деятельности и итог радовал самого ребенка.
Продуктивные виды деятельности позволяют :
-стабилизировать психоэмоциональное состояние,
-развивать мелкую моторику,
-стимулировать сенсорно-- тактильную сферу чувствительности,
-развивать навыки общения, (коллективного общения).
-стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор.
В работе использую социо- игровой подход (малыми группами). Дети сами себе находят «единомышленников» по работе (по сложности задания, по способу выполнения работы, по желанию). С детьми, которые овладели первоначальными навыками проговариваем этапы работы,подробно разбираем образец, выслушиваем варианты, предлагаемые детьми, по просьбе детей оказываю помощь. Детские рисунки, незавершенные детские работы не оставляю без внимания, они мне помогают в работе (в вовлечении в работу, в общении, в выявлении знаний и умений) с новичками, развивают творческие способности детей. Эта работа является психотерапией (". А какое название ты бы придумал для этой поделки?. Скажи, на твой взгляд, чего не хватает в этой работе?Если хочешь-дополни ее. ") Она отвлекает от повседневных забот и тревог, повышает точность мелких движений, развивает интеллектуальные способности, активизирует его творческое мышление, стабилизирует психоэмоциональное состояние. Возможность проявления ребенком созидательной активности, инициативности при создании рисунка, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим способствует социально-личностному развитию ребенка.
Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств ребенка. Специфика занятий рисованием, вышиванием, шитьем, лепкой дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Расширяется кругозор детей. Они знакомятся с новыми для них видами искусств : оригами, квилинг, тестопластика, изонить, аппликация нитями, природным материалом… Юные творцы оценивают свою работу, охотно рассказывают о том, что делали, как делали, стараются все запомнить, чтобы рассказать и научить своих близких. Результат превосходит все ожидания! Часто проводим выставку детских работ : «Мастерская деда Мороза», «Сказочные герои», «Елка? Елка!», «Моя подружка- мягкая игрушка», «Времена года», «Моя фантазия», выставки детского рисунка. Дети школьного возраста с удовольствием принимают участие в обновлении дидактического (раздаточного) материала к занятиям для дошкольников, тем самым, осознавая значимость своей работы. Стараюсь привлекать детей к проектированию и созданию декораций к запланированным мероприятиям. Силами детей школьного возраста пополняется кукольный театр (папье-маше, ткань). Затем дети с удовольствием показывают малышам кукольный спектакль. Интересный факт: привлечь ребенка в деятельность помогает фотография. Детям нравится, если на стендах на фотографиях они видят своих друзей, себя с готовой работой или в процессе. Поэтому стараюсь фотографировать детей в процессе работы, затем готовлю презентацию. Эмоциональный отклик в душе ребенка находит момент дарения своей работы друзьям, гостям. Это еще раз подтверждает, что продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, если коллективная работа- умение договариваться, доводить начатую работу до конца.