Валентина Королева
Новые виды дидактического материала
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги сегодня я хочу Вас познакомить с новым видом стимульного дидактического материала, которые я использую в реализации программы «Дошкольник в мире природы и культуры родного края»
Для реализации авторской программы в непосредственно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста одним из направлений являлось разработка новых видов стимульного дидактического материала и работа с ним (планы, карты, схемы, чертежи, модели)
Цель:
приобщение детей 4-7 лет к истории, культуре, природе родного края и России в целом;
Публикация «Новые виды дидактического материала» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Задачи:
Образовательные:
расширять и обогащать знания детей о растительном и животном мире родного края;
формировать навыки исследовательской деятельности детей: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать простейшие выводы и умозаключения.
дать представления детям о схематизированных способах познания (модели, планы, карты, схемы, чертежи и т. д.)
Воспитательные:
воспитывать чувства гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Вологодской области, пробуждать желание у детей самим охранять природу родного края;
воспитывать эстетические чувства детей (красота родной природы, родной земли, произведения декоративно – прикладного искусства, литературы, музыки, живописи и т. д.)
Развивающие:
развивать творческие способности детей в разработке карт, схем, чертежей, планов.
развивать психические процессы детей: восприятие, внимание, память, мышление;
Новые виды стимульного дидактического материала
(планы, карты, схемы, чертежи, модели);
• План – схема микрорайона будущего;
• План территории детского сада «Почемучка»;
• Карта Вологодской области;
• План города Вологды;
• План водной системы Вологодской области;
• Прибрежная экосистема побережья реки Вологды;
• Охраняемые территории Вологодской области (парк Мира, Дарвинский заповедник, Русский национальный парк, Осановская роща);
• Стимульный материал к развивающим занятиям (карточки – модели растительного и животного мира Вологодской области, водных магистралей родного края, памятники и памятные места города Вологды, музеи и выставочные залы, иллюстрации с изображением старых видов города).
Для изготовления дидактического материала (карт, карточек – моделей) мы использовали обыкновенную клеёнку. На внутренней стороне клеёнки изображали ту карту, которая нам необходима(слайд №3) Педагог прорисовывал схематично границы схем или областей, с которыми граничит наша вологодская область, а дети закрашивали вместе со мной растительные и водные магистрали области, города, района (слайды№4,5,6,7) Карточки – модели делали небольшие, с обратной стороны приклеивали липу (липа нужна для фиксирования её на карте. (слайды№8 – 15). С помощью карточек моделей дети заселяли на карте тот район, город, озеро, реки, заповедники, памятники и памятные места о которых идёт речь в реализации того или иного проекта. Знакомство с картой начинали с самого простого: Это мир ближайшего окружения, а именно «Территория детского сада», затем «Родной микрорайон – Бывалово», где находится наш детский сад, далее «Город Вологда» и в заключении Вологодская область». При знакомстве старались познакомить детей с каждой частичкой территории карты - схемы, чтобы дети научились описывать, исследовать, делать выводы, принимать решения. Так постепенно от простого к самому сложному дети научились свободно ориентироваться по картам, находить города, реки, заповедники, называть области с которыми граничит и наконец заселять их растительным и животным миром.
Результаты работы:
• Повышение познавательно-экологического уровня развития всех участников образовательного процесса – от ребёнка до родителя и педагога: развитие творческих способностей. Коммуникативных навыков, нравственной и духовной компетентности в вопросах культурно – исторического развития родного края.
• Сформированность навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников, умений принимать возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
• Выработка умения общаться, планировать, работать в коллективе;
• Рост духовно – нравственных качеств, чувства патриотизма, ответственности за судьбу родного края у всех участников педагогического процесса;
• Воспитание активного деятеля, развитие свободной творческой личности ребёнка.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста показала их способность к успешному «считыванию» содержания с географических карт, схем – планов территории детского сада, микрорайона, города, парка, побережья реки Вологды и т. д…Это позволило сделать нам выводы о способности дошкольников обучаться на высоком уровне развития, причём на близком понятном и доступном ребёнку содержании.
Данный стимульный материал помог нам в реализации проектов: «Тихая моя Родина», «Всеми любимая, сердцем хранимая Вологодская наша земля», «Красная книга флоры и фауны Вологодской области».