Маргарита Мучкина
Новогодний проект по взаимодействию с родителями подготовительной группы
Проект на тему : «Новогодние игрушки своими руками» для детского сада.
Актуальность темы: Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников – это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. «Что такое Новый Год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?» «Как отмечают Новый год в различных странах?». Разобраться в том поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодние игрушки».
Публикация «Новогодний проект по взаимодействию с родителями подготовительной группы» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, истории возникновения елочной игрушки технологии ее изготовления, приобщение детей к семейным традициям.
Задачи проекта: Для детей: Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.
2. Дать представление детям, что новогодняя игрушку – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
3. Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.
Развивающие:
1. Развить коммуникативные навыки детей.
2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
3. Способствовать развития творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
3. Воспитывать желание сделать игрушку своими руками.
4. Испытывать чувство удовлетворения.
Для педагогов: 1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
2. Развить готовность к применению совместных методик и технологий для обеспечения качества пед. процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
4. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия (мастер-класс).
5. Используя разнообразные формы работы, помочь родителям из «зрителя» и наблюдателей стать участниками и помощниками.
Для родителей: Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность МБДОУ как активных субъектов. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей, с учетом социального статуса родителей.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год.
Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома игрушками, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу,
Атмосфера теплоты – все это не сравниться даже с Днем рождения. Но каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными игрушками из магазинов. В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочное украшение своими руками, как-то необычно украсить елку. Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника. В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками?», «Какой материал может быть использован при изготовлении елочной игрушки?», «Как можно сделать елочную игрушку своими руками?», «Что будет изюминкой вашей игрушки?».
История елочной игрушки:
Новогодняя елочная игрушка имеет свою интересную историю. «Еще в конце Средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году елочными ветками и наряжали их. В те времена существовали свои правила оформления новогоднего древа, которые актуальны и по сей день. На макушке устанавливали звезду- символ Вифлеемской звезды, на ветки вешали яблоки, олицетворяющие библейский «запретный плод» (сейчас это елочные игрушки, прилепляли горящие свечи (сегодня это электрогирлянды). Также в Средние века ветки новогоднего дерева обязательно украшались фигурками из вафель, являющимися прообразом хлеба, который вкушался при обряде причастия. Надо сказать, что до середины
18-го века большинство елочных украшений были съедобными. К вышеописанным предметам добавлялись орехи, сладости и фрукты. Со второй половины 18-го века елочные украшения становятся разнообразнее, появляются бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, мишура, фигурки из чеканной латуни- ангелы, человечки, звезды и т. д. А в 1848 году в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые стеклянные елочные шары. На сегодняшний день перед нами представлен богатый ассортимент всевозможных елочных игрушек но, ни одно украшение не несет столько радости и уюта как, то, что сделано своими руками.
Итоговое мероприятие проекта:
Новогодний утренник, выставка игрушек «Новогодняя фантазия», Фотовыставка Новогодний калейдоскоп.
Продукт проекта:
В результате работы на выставке «Новогодняя фантазия» и фотовыставке «Новогодний калейдоскоп» должны быть представлены новогодние игрушки, поздравительные открытки, фотографии, как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей: 1. Расширение кругозора детей. 2. Сплочение детского коллектива.
3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Повышение компетенции по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
2. Самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей: Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания елочных игрушек. Оптимизация детско-родительских отношений. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).
Содержание проекта:
Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.
Вопросы родителям:
- Что вы знаете о Новогодних праздниках, традициях?
- Как отмечали Новый год раньше и сейчас (сравнить)
- Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье?
-Кто придумал Новый год?
- Делаете ли вы елочные игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине?
- Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками?
В результате опроса было выявлено, что 40% не знают про новогодние традиции, приметы; 60% не спешат сделать новогодние игрушки, а торопятся приобрести в магазине. 40% считают, что ребенку будет счастливо от самого процесса. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.
Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта:
1. История возникновения игрушки (Как украшали елку наши предки).
2. Технология изготовления елочной игрушки.
3. История возникновения новогоднего праздника. Традиции. История елочной игрушки.
4. Как отмечают Новый год в разных странах.
5. Мастер – класс»Новогодние игрушки своими руками» Каролин Белл
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Действия педагогов: подбор материалов, методической литературы, информации по темам «История возникновения проекта», «Как отмечают Новый год в различных странах?», «Технология изготовления игрушки», Мастер-класс «Новогодние игрушки своими руками».
Действия детей: участие в тематических беседах «Как отмечают праздник в твоей семье?», «Кто и как мастерил елочные игрушки7», «Чем можно украсить елку7». Рассматривание иллюстраций «новогодние игрушки».
Действие родителей: подбор материала, информации по темам «Как отмечали новогодний праздник в старину?», «История елочной игрушки».
Организационный этап:
Действие педагогов: составление плана проекта, разработка конспектов, занятий, мастер – класс для родителей по изготовлению игрушек.
Действия детей: активное участие в формах работы по теме проекта.
Действие родителей: распространение получаемой информации путем наглядной агитации.
Формирующий этап:
Действия педагогов: проведение занятий с детьми (по всем образовательным областям).
Действие детей: совместная работа по по изготовлению новогодних игрушек и открыток. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник.
Действие родителей: совместная работа по созданию и оформлению выставки игрушек «Новогодняя фантазия» и фотовыставка «Новогодний калейдоскоп».
Итоговый этап:
Действия педагогов: проведение новогоднего праздника, выставки»Новогодняя фантазия». Награждение активных участников проекта.
Обобщение опыта. Проведение итогового опроса родителей.
Действие детей: расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях.
Действие родителей: Участие в новогоднем празднике, выставке «Новогодняя фантазия». Участие в опросе. После проведения итоговых мероприятий родители группы были еще раз опрошены.
Вопросы:
1. Нравится ли вам, когда елка украшена продуктами Вашей совместной работы с ребенком? Что она дает?
2. Трудно ли мастерить игрушки?
3. Что было ли самым трудным во время участия в проекте?
4. Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления игрушек совместно с ребенком?
5. Определились ли вы с традициями проведения праздника в Вашей семье?
Ответы очень порадовали. На первый вопрос 90% родителей ответили «Да. Это необычно. Красиво. Уникально.» На второй вопрос ответили 50 на 50: «Да, но это того стоило».
На третий вопрос 70% родителей ответили : «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Неизвестное – всегда авантюра», а 30%: «Игрушки-оригами, особенно кусудама».
На четвертый вопрос все ответили: «Да».
А на пятый было много интересных ответов типа: «Каждый год украшать елку по-новому», «Будем мастерить с ребенком игрушку, соответствующую году» или «Каждый год изучать Что-нибудь новое».
Вывод: Работы проведены не зря, В ходе проекта было доказано, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, даже не только часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного о новогодних игрушках и теперь могут поделиться своими знаниями с другими.