Светлана Ярмольчик
НОД «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 г. о. Красногорск
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!»
Составила и провела: Ярмольчик Светлана Николаевна, воспитатель.
Место проведения: групповое помещение.
Контингент: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Цель: знакомство детей с русскими народными обрядами и бытом; поддержание их интереса к традиционной русской народной культуре (музыке, играм, хороводам).
Публикация «НОД „Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину“» размещена в разделах
Программные задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
• развивать устойчивый интерес у детей к русскому народному творчеству;
• привлекать внимание дошкольников к «живому» русскому слову;
• способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
• расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинным русским традициям.
Речевое развитие:
• развивать связную речь, память, мышление.
• обогащать словарный запас дошкольников им. существительными (оберег, лапти, чугунок); им. прилагательными (колыбельная, старинная).
Художественно-эстетическое развитие:
• упражнять детей в изготовление куклы-оберега из пряжи;
• поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование: предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (печь, чугунок, рушник, посуда, половики); детские русские народные костюмы; кукла-малыш, уголёк, зёрнышки, монетка, таз, полотенце, пеленка, колыбелька; интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр, записи звуков, русской музыки.
Ход НОД:
Дети встают в круг вместе с педагогом. Звучит народная музыка.
Педагог: Ребята, обратите внимание, сегодня наша группа выглядит необычно. Что вы заметили?
Педагог обращает внимание детей на звучащую музыку, стол с самоваром, репродукцию картины Константина Горбатова «Зимний вечер» на интерактивной доске (слайд 1).
Раздается стук в дверь. Входят двое детей (мальчик и девочка) в русских народных костюмах (герои, встают в общий круг к детям.
Педагог: Посмотрите, ребята, у нас гости! (Педагог обращает внимание на детей-героев).
Дети-герои: «Здравствуйте люди добрые!
1 ребенок:
Вам, как издавна ведётся,
Низкий шлём земной поклон.
Вас радушием встречаем,
Хлебом с солью угощаем.
Ребенок ставит каравай на стол к самовару.
Педагог: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты интересно, и здороваются по-особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, наши гости одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? Когда-то наша страна называлась Русь. И одевались на Руси как и наши гости в «красное». Красное – значит красивое.
А что же на вас надето? (Педагог обращается к детям-героям.)
Дети-герои описывают свой костюм.
1 ребенок (девочка) :
На мне надета рубаха, сарафан, лапти, кокошник.
1 ребенок (мальчик) :
На мне надета рубаха-косоворотка, штаны, лапти, кушак.
Педагог: Приветствовали друг друга, люди низко кланяясь в пояс, говоря «низкий вам поклон». Давайте поздороваемся с гостями.
Дети здороваются с гостями, говоря «Низкий вам поклон».
Педагог: Как звать вас, красна-девица и добрый молодец? (Педагог обращается к детям-героям).
Гости-дети: Меня зовут Алёнушка! Меня зовут Иванушка!
Педагог: Наши гости приглашают нас отправиться в необычное путешествие в старину. Присаживайтесь на стулья.
Дети садятся в полукруг перед интерактивной доской.
Педагог: На Руси не было машин и самолётов. На чём же тогда передвигались люди?
Ответы детей.
Педагог: Да, раньше люди передвигались на лошадях. Посмотрите, как русские художники изображали тройку лошадей на своих картинах.
Педагог вместе с детьми рассматривает репродукции картин.
Педагог: Передвигались люди на лошадях верхом или в повозках запряженных лошадьми. Посмотрите на картину русского художника Ивана Пелевина «Дети в санях» (слайд 2).
Одевали на лошадей расписную дугу, украшали цветными лентами, кистями. Это картина Алексея Степанова «Катание на Масленицу» (слайд 3).
Николай Сверчков изобразил «Ямскую тройку на зимней дороге». Скачет тройка по дороге, далеко слышен нежный звон колокольчика! (слайд 4).
Педагог: Дружно жили люди на Руси. И мы с вами знаем русскую народную игру, которая так и называется «Дружба». Поиграем? Выходите на середину группы.
Дети: Да, конечно!
Игра малой подвижности «Дружба»
Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
«Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка»
По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: Раз, два, три, друга себе найди! После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои сени, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.
При последнем повторении игры педагог может произнести: Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать. В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.
Педагог: А теперь присядьте обратно на стулья, закройте глазки и послушайте, куда мы с вами отправимся вслед за нашими гостями.
Дети садятся на стулья, закрывают глаза.
Игра «Угадай, что звучит?»
Во время игры дети-герои убирают ширму в игровом уголке, открывая обстановку русской избы. Дети-герои, садятся возле печи.
Звенит колокольчик.
Педагог: Что вы слышите? Как вы думаете, на чем мы отправились в путь?
Ответы детей.
Педагог: Да, это звенит колокольчик в лошадиной упряжке.
Хруст снега.
Педагог: А сейчас что вы слышите?
Ответы детей.
Педагог: А сейчас мы остановились и сошли с саней. Захрустел снег под ногами.
Скрип двери.
Ответы детей.
Педагог: Наверно, это очень старый дом, раз у него так скрипят петли на двери.
Крик петуха.
Педагог: Кто это кричит?
Дети: Петух прокукарекал.
Капает вода.
Ответы детей.
Педагог: Да, капает вода, а это что за звук? Прислушайтесь.
Треск поленьев в печи.
Ответы детей.
Педагог: Да, это в печи поленья трещат. Открывайте глаза. Посмотрите, где это мы с вами оказались?
Ответы детей.
Педагог: Мы оказались в деревне, в русской избе.
Педагог переключает презентацию на слайд 5 (иллюстрация русской избы).
Дети-герои:
1 ребенок (мальчик) :
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас!
2 ребенок (девочка) :
И хоть более привычны
Вам полёты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Вместе: Проходите, присаживайтесь поближе к печи.
Педагог: Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. Присаживайтесь ребята возле печки. Изба хоть и не большая, да красивая какая. Не красна изба углами, да красна пирогами, говорили на Руси. А какие русские пословицы вы знаете?
Ответы детей.
Педагог: А как вы понимаете смысл этой пословицы? О чем русский народ хотел нам рассказать через нее?
Педагог проводит смысловой разбор 2 пословиц, которые скажут дети.
Педагог: Мы с вами уже много знаем о русской избе и домашней утвари. Кто помнит, что такое утварь?
Дети: Это предметы, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве.
Педагог: Давайте с вами поиграем – загадки отгадаем.
Педагог загадывает загадки.
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит – Всем пить чай велит» (самовар)
«В лесу родился
В руках крестился
На ногах умер» (лапоть)
«Чтоб в морозы печь топить,
Мы должны их нарубить.
И в сенях или в сарае
Их поленницей сложить» (дрова)
«В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке» (чугунок)
«Под крышей четыре ножки,
А на крыше – горшок да ложки» (стол).
Педагог: Посмотрите, какая посуда стоит на столе?
Дети перечисляют предметы посуды.
Педагог: Посуду и хозяйственную утварь на Руси изготавливали из разного материала: из дерева, из глины или чугуна. Предлагаю поиграть, и отгадать, из чего сделаны старинные предметы (ухват, кочерга, крынка, плошка, ложки, миски). Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся в полукруг к интерактивной доске, дети устно выполняют задание (слайд 6).
Педагог: А теперь проверим, все мы правильно сделали? (слайд 7).
Педагог переключает презентацию на слайд 8 (иллюстрация русской избы).
Раздаётся плач ребёнка.
Педагог: Кто это плакал?
Ответы детей. Педагог достаёт из колыбели куклу, качает ее.
Педагог: Ребёнок только родился, и родители дают ему имя. Давайте и мы назовем ребенка, но только имя должно быть старинное, русское.
Дети предлагают имена, выбирается одно имя, например Иван.
Педагог: Пока ребёнок маленький, все его будут ласково называть. Как можно ласково назвать Иван?
Дети: Иванушка.
Педагог: Когда он вырастет, его будут называть Иваном. Вы растёте, и имя ваше растёт. А как вырастет ваше имя? Как будут вас называть, когда вы станете большими.
Дети: Миша-Михаил, Илюша-Илья, Серёжа-Сергей, Ванюша-Иван.
Педагог обращает внимание на детскую ванночку. Ставит столик с ванночкой с водой, полотенцем, пеленкой и блюдце с предметами-оберегами на середину группы. Приглашает детей сесть у печи на ковер.
Педагог: Раньше купали детей в бане или в шайке, деревянной кадке прямо у печи. И когда купали ребенка в первый раз, опускали в воду три предмета-оберега: уголек, зернышки и монетку. Кто помнит, что такое оберег?
Дети: Оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Педагог: Как вы думаете, что означал уголек?
Ответы детей.
Педагог: А зернышки?
Ответы детей.
Педагог: А монетка?
Ответы детей.
Педагог: Искупаем Ванюшу?
Педагог кладет куклу в ванночку.
Педагог: Настя, положи уголек в воду.
Ребёнок кладёт уголёк.
Педагог: «Привыкай, Ванюшка, к домашнему теплу».
Педагог: Гриша, положи зернышки в воду.
Ребёнок кладёт зернышки.
Педагог: «Будь, Ванечка, всегда сыт».
Педагог: Камилла, положи монетку в воду.
Ребёнок кладёт монетку.
Педагог: «Будь, Ванюша, всегда богат».
Педагог: А мы с вами знаем потешки, которые говорят когда умываются. Встанем в круг и проговорим нашу любимую.
Дети встают в круг вокруг столика с ванночкой и проговаривают потешку.
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Педагог: Присаживайтесь обратно к печи. Наш Ванечка чистый стал. «Вытирай-ка малыша умело. Будет чистеньким малыш, вырастет у нас крепыш».
Педагог вытирает куклу.
Педагог: «Расти малыш хорошо, будь похож на отца с матерью. Трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается».
Педагог пеленает куклу.
Педагог: Одели мы нашего Ванюшу, а теперь будем спать укладывать. Куда мне надо уложить Ванюшу?
Дети: В колыбель (люльку).
Педагог: Алёнушка, спой колыбельную для малыша.
Девочка-герой поёт.
«Гули, гули, гулюшки
Садились у люлюшки
Стали гули ворковать
Стал Ванюшка засыпать».
Педагог: В давние времена взрослые устраивали в день рождения ребёнка праздник, где играли в русские народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота».
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Остальные игроки встают цепочкой, берутся за руки, и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
«Золотые ворота
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
После окончания игры, педагог обращается к детям (дети стоят).
Педагог: Вот так проходил первый День рождения ребёнка на Руси. И пока в свой День рождения малыш спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки: кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. И мы сделаем куклу-оберег.
Подойдите к столам, на них лежит пряжа. Два пучка длинных ниток разного цвета. Положите их друг на дружку крест - накрест. И согните пополам. Отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова. То же самое сделаем с нитками другого цвета. Перевяжем ниткой. Получились волосы. Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получилось платье.
Педагог показывает детям ход работы. Далее дети самостоятельно выполняют задание. Педагог помогает. Фоном звучит народная музыка.
Педагог: Какие красивые куклы – обереги у вас получились. Возьмите себе их на память. Путешествие наше подходит к концу.
Педагог обращается к детям-героям.
Педагог: «Гостю рады дважды: когда встречают и когда провожают. Доброго пути Вам, гости дорогие!».
Педагог: Присядьте на стулья, закройте глаза и слушайте. Что вы слышите?
Ответы детей.
Педагог переключает презентацию на слайд 9 (иллюстрация городской улицы).
Педагог: это звуки города. Открывайте глаза. Где мы побывали?
Дети: в гостях, в русской избе.
Педагог: Вам было интересно? Что вам понравилось?
Ответы детей.
Педагог: Спасибо вам, ребята, за старания и работу. Ведь где обычаи чтут, там люди весело живут.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство - Пресс, 2010г.
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитание детей. М: Пед. общество России, 2000г.
3. Круглов Ю. Т. Русское народное поэтическое творчество. СПб., 1993г.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. М: Айрис-пресс 2003г.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом. СПб, 2004г.