Лариса Киселева
НОД художественно-эстетическому развитию «Жаворонки. Встреча весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы.
Задачи:
познакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными с встречей весны;
развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности;
расширять знания детей о народном, весеннем обычае - выпечки «жаворонков»;
знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками;
Публикация «НОД художественно-эстетическому развитию „Жаворонки, Встреча весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
развивать чувство музыкального ритма в процессе игры на инструментах, дыхание во время пения, мелкую моторику рук;
воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Виды детской деятельности:
- музыкальная;
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная;
- двигательная;
- восприятие художественной литературы и фольклора.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, магнитная доска, картинка жаворонка, ленточки, обрядовое дерево, два стола лепки, соленое тесто, стеки, салфетки.
Предварительная работа: знакомство с произведениями малого устного фольклора,заклички, поговорки на весеннюю тематику; рассматривание картинок птиц; слушание «звуки природы» (пение жаворонка); разучивание песен и хороводов на весеннюю тему; разучивание игр «Золотые ворота», «Жаворонок»
Ход НОД:
Дети входят в музыкальный зал, детей встречает музыкальный руководитель - ведущая (1-2)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Сегодня, в этот день не зря, мы вместе собрались, друзья! А для чего мы с вами сегодня собрались, попробуйте отгадать. Я начну, а вы кончайте, хором, дружно отвечайте!
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла (весна)
Что же, всех без исключенья зову на представление! Будем зиму провожать, весну красную встречать! Ребята, на Руси издавна Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с богатым урожаем. Устраивали гуляния – водили хороводы, пели заклички, играли в игры, зазывая Весну – красну. А вы готовы к встрече весны? А какие поговорки, пословицы вы знаете о весне? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Много о весне знаете, стало быть, ждете!Что же, давайте Весну в гости звать!
Хоровод «Веснянка»
Музыкальный руководитель: Хочу вам сказать, что в давние времена был такой обычай - когда звали, да ждали весну, украшали деревья «веснянками» - красивыми ленточками, бантиками. Сегодня для вас я тоже приготовила ленточки, подойдите, возьмите и давайте вместе будем наше дерево украшать, да весну в гости звать.
(Дети украшают дерево цветными ленточками)
Музыкальный руководитель: А сейчас пришла пора открывать золотые ворота для Весны – красны. Это поможет весне силу удвоить, пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. Предлагаю вам сыграть в игру «Золотые ворота». Возьмите друг друга за руки и встаньте в круг. У нас есть воротца, через которые вам надо успеть пройти. Итак, начали!
Игра Золотые ворота» (все проходят цепочкой через ворота и поют)
Золотые ворота, проходите, господа,
Первой мать пройдет и детей проведет.
Первый раз прощается, второй раз запрещается
А на третий раз не пропустим вас. (Дети садятся на стулья)
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, дети, кто раньше всех приносит нам весть о приближении весны? (ответ детей) Конечно, птицы. Сегодня необычный день - день прилета птиц. Этот день, 22 марта носит название «Жаворонки». Именно сегодня по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них - жаворонок.
(звучит в записи пение жаворонка) (1-5)
Музыкальный руководитель: В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Будем весну встречать, жаворонков завлекать?
Песня – закличка «Жаворонки»
Ай, кулики, жаворонушки,
Прилетите к нам у водонушки.
Принесите нам Весну ясную,
Принесите нам Весну красную!
Показывают птичек-свистулек
Музыкальный руководитель: А вот и жаворонки к нам прилетели, Давайте их возьмем, пропоем – гу, протяжно, напевно, тоненько. (м. р. играет на свистульке)
Жаворонушки, перелётушки, прилетите к нам, (все дети – Гу)
Весну ясную, весну красную принесите к нам, Гу!
С сохой, бороной и лошадкой вороной. Гу!
С пряльцем, с донцем, с новым веретенцем! Гу!
Замечательно у нас получилось.
Пение «Летели птички – ростом невелички»
Ой, летели птички – ростом невелички (дети машут руками, как крыльями)
Как они летели – все люди глядели (подставляют ладошку к глазам и поворачиваются).
Как они садились – все люди дивились (приседают, встают, пожимают плечами).
Как они вставали – крепко целовали (встают, посылают воздушные поцелуи)
Игра «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»
Музыкальный руководитель: А сейчас предлагаю вам посмотреть историю, которая произошла у нас во дворе детского сада.
Инсценировка «Спор в скворечнике» (Г. Ладонщиков)
Ведущий: К нам однажды, на неделе
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
Скворец: Убирайся вон, задира, –
Ведущий: Просвистел ему скворец
Воробей: Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз.
Терпеливо перенес.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! –
Ведущий: Прочирикал воробей.
Скворец: Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остер, а не то…
Ведущий: Но тут во двор …
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
Мальчик: Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Ведущий: Только Миша слез долой,
Воробейка удалой,
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Песня «Звенят синички» (с музыкальными инструментами)
Музыкальный руководитель: Ребята, в праздник Жаворонки в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) - жаворонков, а затем пекли их. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Ребятишки забирались на самый высокий пригорок, подбрасывали птичек и кричали «Жаворонки, жаворонки, прилетите! Весну красную принесите, зиму холодную унесите!» А вы, ребята, хотите научиться лепить жаворонков? Мы будем лепить их из соленого теста, запечем их пойдем на улицу с ними играть, весну в гости звать. (дети подходят к заранее приготовленным столам с соленым тестом и лепят «жаворонков» совместно с взрослыми).
Музыкальный руководитель:
Мы старались, мы лепили,
Чудо - птичек сотворили,
Хвостик, крылышки и глазки,
Получились как из сказки!
(дети ставят жаворонков на лист)
Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами познакомились сегодня со старинными русскими обычаями встречи Весны. Какие вам больше всего запомнились и понравились, что нового вы сегодня узнали? А теперь отнесем наших жаворонков на кухню, испечем ивозьмем на прогулку, да будем кликать весну : «Жаворонки, жаворонки, прилетите! Весну красную принесите, зиму холодную унесите!». А на полдник нам повара испекут вкусных жаворонков, и мы с удовольствием их будем кушать.