Савинова Рамиля
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Мы помним! Мы гордимся!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира».
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений», «Физическое развитие.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Мы помним! Мы гордимся!“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
1. Формировать представлений об исторических фактах Великой Отечественной войны.
2. Продолжать углублять и систематизировать представления дошкольников о том, как защищали Родину русские люди в годы Великой Отечественной Войны, как живущие помнят о них.
3. Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества: памятнику Неизвестному солдату в Москве, памятнику русскому солдату в Берлине,
4. Познакомить с орденом «Победа», с солдатскими письмами-треугольниками.
5. Расширять знания о воинах-защитниках ВОВ, познакомить с Героями Советского союза, нашими земляками: Панчиковым Василием Ивановичем (с Богдановка,Коротковым Иваном Никоновичем (с. Дмитриевка, Анатолием Андреевичем Красновым (с. Утевка, Михаилом Павловичем Агибаловым (с. Зуевка, Григорием Андроновичем Чех (п. Березовый Зуевского сельсовета)
Развивающие задачи:
1. Развивать мыслительные операции аналогии, сравнения, систематизации, обобщения и умозаключения, умение устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
2. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
3. Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; активизация словаря: Великая Отечественная война, фашисты, пехотинцы, партизаны, труженики тыла.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение к истории своего народа, чувство гордости за свою Родину, за героев Великой Отечественной войны, уважение к ветеранам ВОВ.
2. Продолжать формировать чувство сопереживания за людей, пострадавших в войне, чувство сопричастности к великой трагедии военных лет.
Материалы и оборудование:
Видео и аудио сопровождение: аудиозаписи песен «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Вставай, страна огромная», муз. А. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача, «Священная война, муз. А. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача, «Поклонимся и мёртвым и живым», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова; аудиозаписи звуков «Раскаты войны», метронома, звонка в дверь, сигнала тревоги; презентация «Куйбышев – запасная столица».
6. Демонстрационный материал: изображение обелиска и вечного огня, иллюстрации с изображением памятников русскому солдату в Берлине, Неизвестному солдату в Москве, репродукция картины А. И. Лактионова "Письмо с фронта, «Альбом с фотографиями времен Великой Отечественной войны.», солдатские письма-треугольники, картонная звезда.
Мультимедийное оборудование.
Предшествующая работа:
Чтение произведений о ВОВ: С. Молчниковой «Новогодняя быль», В. Козлова «Пашкин самолёт», Б. Лаврентьева «Большое сердце», Л. Кассиля «Главное войско».
Заучивание стихотворений Н. Майдашина «День Победы», В. Косовицкого «Будущий мужчина».
Рассматривание картин В. Кохаля «На безымянной высоте», Ю. Непринцева «Отдых после боя».
Рассматривание иллюстраций, фотографий о войне, о героях войны, о памятных местах.
7. Беседы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, военной технике и оружии времен ВОВ.
Рассказы детей о прадедушках и прабабушках, героях войны.
Разучивание пословиц и поговорок о воинах-героях.
8. Просмотр слайдов мультимедиа презентации «Награды Великой Отечественной войны», беседа о том, за какие заслуги получали герои эти награды.
Экскурсия к вечному огню в г. Нефтегорске
Экскурсия в детский музей г. Нефтегорска, возложение цветов к вечному огню.
Организация мини-музея «Мы помним! Мы гордимся!» в своей группе
Ход НОД:
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
На экране: обелиск и вечный огонь. Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Воспитатель: В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны:
Сегодня праздник – День Победы,
Счастливый, светлый день весны!
Дети, какой праздник наступает?
Воспитатель: Да, вся страна отмечает 9 мая День Победы. Какому событию посвящен этот праздник? Именно победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Как вы думаете, почему ту войну называют Великой Отечественной? Совершенно верно, мы защищали свою Родину, свою страну, своё Отечество. 75 года назад наши войска одержали победу над фашистской Германией. 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади торжественно прошли воины-победители, те, кто отстоял Победу!
Заходит ребенок с документальным материалом о прадедушке…
2. Беседа о начале войны.
Воспитатель: Матвей расскажи нам о своем прадедушке …
Дети садятся полукругом возле альбома. Открывая первую страницу, они слышат звуки раскатов войны (летящих самолетов, взрывов). На экране появляются летящие немецкие самолёты.
Матвей: Мой папа и дедушка рассказывали мне о прадедушке…
Звучит песня «Вставай, страна огромная», муз. А. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача)
Воспитатель: Фашисты хотели уничтожить нашу страну. Но на защиту Родины поднялся весь народ. Появились даже песня «Вставай, страна огромная» и плакат «Родина-мать зовёт!» (изображение плаката «Родина-мать зовёт!» на экране, которые призывали всех людей встать на защиту своего Отечества.
Матвей: Это мой прадедушка
Звучит песня «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача, на экране - кадры отправки первых эшелонов на фронт.
Воспитатель: Да дети, на фронт уходили вчерашние школьники. Были страшные бои, отступления, оставленные города и сёла. Много солдат погибало в 41-ом году.
Матвей: Мой прадедушка тоже чуть не погиб в бою. Он был ….
Воспитатель: Много подвигов совершались во время войны, Родина награждала героев орденами и медалями. (на экране - изображение ордена «Победа»). На пилотках у солдат сияла красная звезда и орден «Победа» тоже сделан в форме звезды. Сколько лучей у звезды?
Воспитатель: Правильно, пять. Можно сказать, что путь фашистам преградили пять сил. Как вы считаете, какие это силы? Это солдат, моряк, лётчик, партизан и труженик тыла. И мы сейчас станем бойцами. Под тихую музыку («В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова) мы будем отдыхать после боя, а под сигнал тревоги побежим к своим боевым позициям в соответствии со схемами военных действий.
На отдыхе дети свободно двигаются под спокойную музыку. На сигнал тревоги дети ищут свои боевые позиции в соответствии со схемой.
Беседа о воинах-бойцах Великой Отечественной войны. (На экране – изображения солдат-пехотинцев Великой Отечественной войны.)
Воспитатель: Первыми на войне приняли удар немецкой армии пехотинцы. Солдаты старались всеми силами задержать врага. Давайте все по очереди, передавая звезду, скажем, какими качествами обладали воины-защитники на войне.
Игра со звездой «Назови качества воина-защитника»
Воспитатель: Слава солдатам, борцам за освобождение Родины!
Дети: Слава!
(На экране – изображения моряков Великой Отечественной войны.)
Воспитатель: На море воевали наши отважные моряки, ведь фашисты хотели захватить морские рубежи. Слава военным морякам!
Дети: Слава!
(На экране – изображения лётчиков Великой Отечественной войны.)
Воспитатель: Лётчики бомбили войска противника на земле и в воздухе. Наш земляк, летчик Василий Васильевич Кузьмин (с. Утевка) погиб в г. Познань, что в Польше. На могиле В. В. Кузьмина сооружен постамент, где постоянно живые цветы. Он был храбрым, н, волевым и умным пилотом – руководителем, который свято выполнил свой отечественный и интернациональный долг. Слава защитнику!
Дети: Слава!
Воспитатель: Женщины тоже приближали победу, были врачами, медсестрами, и даже наравне с мужчинами – разведчицами, связистами, летчицами (на экране – женщины-медсёстры ВОВ)
Женщина – фронтовичка Любовь Сергеевна (учитель начальных классов Кулешовской школы) воевала в армии под руководством Багромяна медсестрой. Её боевой путь: Украина-Белоруссия-Латвия. При жизни много интересного о войне рассказывала школьникам. Её муж, Крайнов Петр Егорович, был участником партизанского движения в Белоруссии и участник парада Победы в Москве 1945 г.
В Кулешовке проживала женщина – фронтовичка Клавдия Христофоровна Гладких-Бортникова. Она ушла на фронт в августе 1942 г. Четыре месяца училась на телеграфистку, а с 1943 года она в составе 70 армии, которой командовал Рокоссовский, прошла боевой пут: Орлов-Курская дуга-Белоруссия-Польша-Литва-Германия.
Воспитатель: А в городах женщины и дети работали на заводах, делали там танки, самолеты, снаряды, пушки, одежду и обувь. (на экране кадры с тружениками тыла на заводе). Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта – всё для победы!» Слава труженикам тыла!
Отдельно хочется сказать о г. Куйбышеве - запасной столице.
(фрагмент фильма)
Воспитатель: Во главе армии всегда стояли главнокомандующие. Во время войны одним из лучших полководцев был Георгий Жуков. (показ иллюстрации с портретом маршала Г. Жукова). Битва под Москвой, Сталинградская битва, битва под Курском – во всех этих великих сражениях руководил нашей армией вместе с другими генералами Г. К. Жуков. В Москве ему поставлен памятник – народ чтит память героя (показ слайда с памятником Г. Жукову в Москве).
Воспитатель: Предлагаю вам стать на время главнокомандующими. К нам поступили шифровки военных действий, а ключ к шифровкам только у меня. Внимание! Геометрические фигуры будут обозначать рода войск (круги - пехоту, квадраты – пулемётчиков, прямоугольники – моряков, треугольники – партизан). Фигуры маленького размера обозначают войска (солдат, моряков и т. д., большого – военную технику. Тонкие фигуры используем для действующей армии, толстые – для войск резерва. Красным цветом обозначим войска, вступающие в бой первыми, синие – вторыми, желтые – третьими. Приступаем к планированию расположения войск и техники для успешной боевой операции по схемам боевых действий.
Воспитатель: Сколько писем-треугольников приходило с фронта! (показ солдатского письма-треугольника, демонстрация картины А. И. Лактионова "Письмо с фронта"). Дети, посмотрите, на картине изображена семья, получившая весточку с фронта. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник! Письма с фронта приносили надежду, и радость, и горе, их перечитывали, бережно хранили. А на войне для солдат они были поддержкой, с ними шли в бой, не расставались в минуты отдыха. До сих пор эти письма-треугольники берегут в семьях как большую святыню, рассказывающую своим предкам скупую правду о войне.
25.01.1942. «…дорогие мои, желаю вам доброго здоровья и пережить трудное время. А тебе, моя маленькая деточка Женечка, кроме всего, еще учиться, учиться и учиться. Твой папа»
28 02.1942г. «…Нюся, сегодня мы получили посылку из Москвы. Мне достались шерстяные носки, валенки, печенье, табак…» Ваш Валентин Никитович Демидов. (уроженец с. Утевка)
(уроженец с. Бариновка) Иван Бегинин редко писал письма жене, так как 6 раз был ранен, после лечения возвращался в строй. Однажды в 1943г Иван получил письмо от жены «. Ваня, пусть тебя не удивляет мое письмо. Теперь и я солдат Красной Армии. Вчера наши части освободили Ростов-на-Дону. Это был первый бой в моей жизни. Я узнала, что такое война. Милый не осуждай меня. Я иначе не могла поступить. Столько крови пролито, столько горя принес нам фашизм. Не выдержало мое сердце, вот и решила мстить врагу за все страдания нашего народа. За меня не беспокойся. Крепко целую. Твоя Дуся» (из фронтовых воспоминаний «Бесстрашные супруги» И. Кондранина участника войны.)
Воспитатель: А теперь я хочу познакомить вас с памятником русскому солдату в Берлине (рассматривание фото памятника). Что вы видите на картине? Почему вы думаете, что это солдат? Кого он держит на руках? Почему девочка оказалась на руках у солдата? (чтение отрывка из рассказа Л. Кассиля «Памятник неизвестному солдату») Уже после войны установили памятник русскому солдату, который спас маленькую девочку.
Рассматривание памятника неизвестному солдату в Москве.
Воспитатель: В Москве есть тоже памятник павшим воинам Великой Отечественной Войны – могила Неизвестному солдату. (рассматривание фото памятника) Это дань памяти всем тем, кто погиб на полях сражений и чьи имена остались неизвестны. Памятник расположен у Кремлёвской стены в Александровском саду и там всегда горит вечный огонь. «Имя твоё неизвестно, но подвиг твой вечен» - такие слова написаны на камне. Что они обозначают?
Чтение стихотворения «У Кремлевской стены»
Воспитатель: В нашем городе тоже есть памятник погибшему воину. А всего погибло в той войне 40 миллионов советских людей! Война не обошла ни одну семью. Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто погиб в этой страшной войне.
(Минута молчания, звучит метроном)
Тихо звучит запись песни «Поклонимся и мёртвым и живым»,
муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова)
Ребё нок:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно уснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат…
Пусть спокойно проходят года…
Пусть не будет войны никогда!
Ребё нок:
«Победа! Победа, солдаты!
Все плачут и слез не таят…
Да разве забыть 45-ый,
На площади Красной - парад»
Звучит песня «Это день Победы».
Воспитатель: Да, ребята в этот день в Москве на Красной площади был большой парад победителей. Торжественным шагом проходили воины - победители и вдруг отделилась от общего строя колонна солдат, резко повернулась в сторону Кремля и бросила к подножью знамена фашисткой Германии. Петр Егорович Крайнов – участник Парада Победы в Москве 1945 года. (житель села Кулешовка)
Ребенок:
Такое площадь знала лишь однажды
Однажды видела земля.
Солдаты волокли знамена вражьи.
Чтоб бросить их к подножию Кремля.
Воспитатель: Прошло много лет, с тех пор, как закончилась война и наступил мир. В этом году наша страна празднует юбилей Победы. Скажите ребята, сколько лет со дня Победы мы празднуем в этом году? (75лет). Показываю детям георгиевскую ленточку. Дети, а вы знаете, что у меня в руках? А где вы этот предмет видели? Расскажите, что означает георгиевская ленточка. (символ праздника Победы, уважение к ветеранам войны, память о павших воинах). Да, действительно, георгиевскую ленточку основала русская императрица Екатерина 2 для поощрения верности, храбрости и мужества солдат российской Армии. Название она получила от имени Георгия Победоносца. И лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость».
А какой цвет присутствует в ленточке? (черный, оранжевый). Что означает черный цвет? (дым). А оранжевый цвет? (пламя). Дети, а как вы думаете, как надо обращаться с этой ленточкой? (с уважением, бережно, нельзя ее рвать, топтать, выбрасывать).
Да, дети, эта ленточка не модный аксессуар в одежде, а память о погибших воинах, и носить ее надо, прикрепив на груди слева. Молодцы ребята! Действительно, очень много таких ленточек мы видим на людях, особенно перед каким праздником? (День Победы. 9 мая).
А что это за праздник, День Победы? (наш народ победил фашистов). Действительно, День Победы, это праздник радостный и грустный одновременно. Радостный, потому что наши солдаты отстояли мир на Земле, а грустный потому, что много людей погибло в боях за свободу нашей Родины.
Да, ребята мы живем в мирное время, но помним и не забываем героев, которые погибли, защищая нас. Да будем же дети радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.
Звучит песня «Солнечный круг». Дети рисуют солнышку лучики пальчиками и дарят их всем гостям
Воспитатель: А мы будем всегда помнить, какой дорогой ценой досталась нам победа в той войне. Вот для чего нужен праздник Победы! Чтобы мы вспомнили о подвигах наших солдат, испытали чувство гордости за наших ветеранов и всех погибших защитниках нашей Родины.
3. Итог занятия. Рефлексия. Формирование коммуникативных навыков.
Воспитатель: О каком празднике говорили мы сегодня? Когда его отмечают. Чему он посвящён? Какими словами вы можете описать Великую Отечественную войну? Кто защищал нашу Родину? Что вам больше всего запомнилось?