Ауль Снежанна Викторовна
НОД в подготовительной группе «Удивительное рядом»
Область: Познавательное развитие
Цель: развитие экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи:
1. Образовательные:
-формировать умение самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
2. Развивающие:
-развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Удивительное рядом“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: конверт с письмом, две банки с водой, стол, совочек, шкатулка, коллекция камней, молоточек, ёмкость с водой, салфетка, разноцветные камешки по количеству детей, фломастеры, конфеты-морские камушки.
Дети с воспитателем находятся на своём участке.
Дети встают в круг. Проводится игра с мячом «Скажи весенние слова». Дети передают мяч друг другу и говорят по одному весеннему слову, не повторяясь.
В: Вот и наступила долгожданная весна-красна! Почему в народе говорят «весна-красна»?
Д: Потому что она очень красивая.
В: Давайте вспомним, как поэты писали о приходе весны (дети читают стихи)
В: Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему.
Март – капельник.
Апрель – водолей.
Май-травень.
Весна – это праздник пробуждения природы. Всё живое тянется к теплу, к солнечному свету и ждёт от весны радости.
В: Посмотрите на берёзку. Она тоже ожила.
-Что изменилось у берёзки по сравнению с зимой?
Д: Подросла, ветки набрались соком, набухли почки. А весной у берёзки очень полезный и лечебный сок. Скоро появятся листочки. А летом берёзка спасет нас от жары.
Рассказ воспитателя о березах.
Ребята, давайте подойдем к березке и обнимем ее. Какая она стройная, белоствольная.
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли. (Дети обнимают березку). Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол) Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Это вещество придаёт берёзе белую окраску. В любое время года мы можем узнать берёзу, потому что черно-белый ствол только у берёзы. Стволы покрыты тонкой берестой. Чёрные точечки на стволе берёзы, называются – чечевички. Берёзка с помощью них дышит. Нравится вам берёзка? Давайте погладим березку и скажем ей добрые слова "Расти, милая березонька, радуй добрых людей"
-В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. Давайте поиграем в хороводную игру «Березка».
В: А что это за конверт на берёзе?
Давайте прочитаем ребята!
Здравствуйте дорогие ребята!
Если вы читаете письмо, значит нашли мой конверт. Вчера вечером я обходила свои владения и оставила вам новый план путешествий по экологической тропинке. Сама я к вам, ребята прийти не смогу, так как у меня много работы в лесу после долгой зимы. А вы, ребята, мои юные помощники, любите и охраняйте родную природу!
Ваша Совушка.
Воспитатель достаёт план-маршрут экологической тропы. Рассматриваем с детьми.
В: Вот ребята на первой стоянке мы с вами побывали. Рассмотрели берёзку. Смотрите, какая стоянка следующая по плану Совушки.
1. Беседа о березке.
2. Наблюдаем за скворечником.
Воспитатель предлагает отгадать загадку о скворечнике.
Вопросы о скворечнике. Беседа.
Физминутка;
Дождь! Дождь! Надо нам расходится по домам!
(шагают на месте).
Гром! Гром, как из пушек.
(бьют кулак об кулак).
Нынче праздник у лягушек.
(изображают лягушек).
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят.
(приседают, делают руками крышу над головой)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
(изображают ловлю рыбу удочкой).
В: Ребята, нам пора, смотрите в план какая следующая стоянка?
Д: Следующая 3 стоянка «Огород»
В: Дети, что здесь изменилось по сравнению с зимой, с ранней весной?
Д: Растаял снег. Проснулись насекомые.
Сегодня Совушка приготовил нам сюрприз.
На грядке стоят две банки с водой.
Опыт с почвой.
Цель опыта : Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы (в одной банке почва с дорожки, в другой с огорода). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушать всех желающих, обобщить их высказывания, но не оценивать, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Вывод: по огороду не топтаться, гулять, играть в специально отведённых местах.
В: следующая 4 стоянка по маршруту «Цветник»
Давайте посмотрим, что изменилось на Альпийской горке.
Д: Зимой была белая. Снег растаял. Появились зелёные растения, первоцветы.
(Во время рассматривания дети находят шкатулку)
А что в ней, узнаете поиграв в игру «узнай на ощупь»
Д: камешки
Дети подходят к столу. На столе лежат камни разные. Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются (ответы детей). Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – неровные, острые, шершавые - речные. Воспитатель показывает камни и знакомит с названиями.
Индивидуальная работа с несколькими детьми.
Вывод:
-камень тонет в воде
-в камне нет воздуха
-камень не меняет форму при ударе
Итоги.
Дети совместно с воспитателем вспоминают что сегодня нового узнали на экологической тропе, какие выводы были сделаны в ходе опытов.
В: А Совушке, давайте скажем спасибо за такую интересную экологическую тропу.