Екатерина Шустова
НОД в подготовительной группе «Полчаса на чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Полчаса на чудеса».
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
2. Способствовать развитию положительных эмоций путем экспериментирования, побуждать детей к творческой активности.
3. Способствовать формированию инициативности, самостоятельности, уверенности в своих силах.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Полчаса на чудеса“» размещена в разделах
-Когда я была маленькая, я всегда завидовала волшебникам, которые умеют творить всякие чудеса. Потом я стала взрослой, прочитала множество книжек и поняла: любой из нас, независимо от возраста, может иногда превращаться в волшебника и совершать чудеса. По крайней мере, фокусы с помощью самых обычных вещей показывать может любой из вас. Но интересно не только показывать фокусы, но и пытаться объяснить себе и зрителям, как у вас получилось чудо.
Наше игровое занятие называется «Полчаса на чудеса». За эти полчаса мы с вами не только покажем друг другу фокусы. Мы еще и вспомним основные свойства разных веществ и с их помощью объясним происхождение чудес.
(Столы с подготовленными заранее материалами и оборудованием для опытов расставлены таким образом, чтобы дети могли свободно к ним подходить)
Наш первый фокус мы назовем условно «Сладкий магнит».
(На первом столе подготовлены по количеству детей чашки с водой, наборы зубочисток, кусочки сахара, чайные ложечки, пипетки и емкость с жидкостью для мытья посуды).
Я предлагаю вам расположить зубочистки в чашке с водой так, чтобы они стали похожими на лучики солнышка. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, что произойдет с зубочистками, если в центр чашки положить кусочек сахара? (Дети опускают кусочек сахара в центр чашки). Что же произошло с лучиками? (Они стали собираться к центру). А сейчас аккуратно уберите чайной ложечкой кусочек сахара на поднос. Как вы думаете, почему я назвала этот опыт «Сладкий магнит»? (Ответы детей). Кусочек сахара имеет мельчайшие поры. Когда этот кусочек погружается в воду, капельки воды забираются в эти поры, создается движение воды к центру чашки. А если бы я опустила кусочек сахара не в центре, а с краю, что произошло бы тогда? А что можно использовать вместо кусочка сахара, что впитывает воду так же, как кусочек сахара? (Можно предложить повторить опыт с кусочком поролона, губки, комочка соли) Кусочек сахара я назвала сладким магнитом, а как можно образно назвать в этом опыте комок соли, кусочек поролона, кусочек губки?
А сейчас возьмите пипетку, наберите в нее жидкость для мытья посуды и капните несколько капелек этой жидкости в центр чашки. Что произошло с лучиками? (Они разбежались от центра чашки). Почему лучики разбежались? Может быть, сердитая капелька прогнала их? (Выслушать предположения детей). Мыло, растекаясь по поверхности воды, увлекает за собой частицы воды, и они заставляют лучики двигаться. В свободное время мы с вами проведем игру-соревнование, представив, что капелька жидкости - это пиратский корабль, от которого ваши разноцветные кораблики будут уплывать в разные стороны. Победителем станет корабль, первым достигший гавани – края чашки.
Следующий фокус я бы назвала «Секретное послание». Вчера вечером мы сделали космические ракеты из пробок. Вы спрашивали, что мы будем с ними делать, но я сохранила это в секрете. Хотя, если честно, мне очень хотелось проболтаться. Но тогда бы сюрприза не получилось. Сейчас ваша очередь хранить тайну. Сейчас вы выдавите сок из лимона в свою чашку, обмакнете в получившуюся смесь ватную палочку и напишите на своем листочке название сделанной вчера ракеты. А сейчас листочки с секретными посланиями положите поверх настольной лампы, чтобы они сильно нагрелись.
Переходим к следующему экспериментальному столу. И наш следующий фокус назовем «Запуск ракеты». (На столах заранее подготовлены пустые бутылочки, стаканы с разбавленным водой лимонным соком, воронки, ракеты, пакетики с пищевой содой по количеству детей). Сейчас с помощью воронки вы нальете в свои бутылочки вот эту смесь воды и лимонного сока. Сейчас быстро опустим на ниточке в бутылку пакетик с содой и закроем неплотно бутылку пробкой-ракетой. Чтобы конструкторы ракеты не пострадали, давайте отойдем на безопасное расстояние. (Ракета с громким хлопком взлетает вверх). Как вы думаете, что заставило ракету взлететь?
Чтобы вы поняли, что произошло, я попробую вам, молча подсказать. (Воспитатель в прозрачном стакане смешивает воду, сок лимона и соду). Так, все таки, что заставило ракету взлететь вверх? (Ответы детей).
Названия ваших ракет перестали быть невидимыми. Давайте возьмем секретные записки и прочитаем по очереди вслух названия ваших ракет. Итак… (Дети зачитывают названия своих ракет).
А сейчас мы проведем соревнование. Предлагаю вам объединиться в пары. Каждой паре я дам пустую чашку и два стакана с водой. А вот предметы, с помощью которых вам придется переместить воду из стаканов в чашку, у всех мини-команд будут разные: у кого-то – чайная ложка, у кого-то шприц, у кого-то тонкая гибкая трубочка, у кого-то поролоновая губка. Сейчас вам предстоит с помощью этих предметов переместить воду из стаканов в чашку. Вы не хотите высказать свои предположения, с помощью какого из этих предметов-помощников вода переместится быстрее? (Дети высказывают свои предположения).
Вы замечали, что когда занимаешься интересным делом, - время пролетает быстро, а когда неинтересным – тянется медленно? На каких занятиях в детском саду время тянется долго? (Ответы детей). А на каких пролетает незаметно? (Ответы детей). Полчаса с чудесами и фокусами пронеслись незаметно.
Вы можете повторить все эти опыты для мам и пап дома. Пусть они удивятся тому, что их сыночки и дочки умеют совершать чудеса.