Наталья Соловьёва
НОД «В гостях у зимующих птиц»
Цели.
1. Формировать у детей представление о жизни птиц в холодное время года.
2. Развивать умение различать птиц по внешнему облику (форма, цвет, размер, по голосу и среде обитания.
3. Закрепить у детей понимание смысла и значение слов "перелётные"и "зимующие".
4. Закреплять знания детей о правилах правильной подкормки птиц. Развивать умение определять погоду по поведению птиц.
5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, учить давать полные ответы на задаваемые вопросы.
6. Воспитывать любовь и заботу к птицам.
Публикация «НОД „В гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Предварительная работа.
* Рассматривание иллюстраций и картин по теме "Зимующие птицы".
* Чтение рассказов.
* Разучивание стихов и загадок.
* Слушание аудиозаписи с голосами птиц.
* Наблюдение в природе за птицами.
* Изготовление кормушек для птиц.
Материал: картинки с изображением птиц, картинки с изображением корма для птиц, магнитная доска, аудиозапись с голосами птиц, искусственные ёлки и деревья, корм для птиц.
Ход. (Дети под грамзапись входят в группу).
1. Организационный момент.
Воспитатель. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и гостям, и скажем "Доб-рое утро!" Молодцы!
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать
Дети, кто мы? Назовите (ответ детей)
Воспитатель. Правильно, птички.
- А какие бывают птицы? (зимующие и перелётные)
- Как вы думаете, почему они так называются?
Дети - Перелётные питаются насекомыми, а зимой их нет и они улетают в тёплые края. А зимующие остаются зимовать на родине, потому что могут найти себе корм.
Воспитатель. - Каких птиц вы зимой встречали на улице, во дворе детского дома?
Дети. - Воробьи, клесты; вороны, дятлы; голубей, синиц; сойки, свиристели; сороки, снегири.
Воспитатель. Дети, хотите погулять по зимнему парку и побывать у птиц в гостях?
Дети. Да! (хором)
Воспитатель. Хорошо, ребята! Сегодня вас ждёт необычное путешествие в сказочный зимний парк.
Мы пойдём все гурьбой
Заснеженной тропой.
Друг за другом нужно встать,
И загадки загадать.
- Ребята, а вы знаете загадки о птицах? (Да) Я предлагаю загадать их нашим гостям!
* Эта птичка - непоседа
Одного с берёзой цвета.
Кто это? (сорока)
* Она маленькая птичка,
И зовут её. (синичка)
* Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это? (снегирь)
* Я по дереву скачу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это? (дятел)
* Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар
И кричат: кар - кар - кар. (ворона)
(Дети дарят гостям поделки - птички)
Воспитатель. - Молодцы! Одевайтесь потеплее и в путь!
(Дети имитируют одевание и под проходят по группе имитируя, как - будто идут по лесу, проходят под снежными елками, перелазают через поваленные деревья и т. д. Останавливаются и оглядываются.)
Воспитатель - Ребята, посмотрите вокруг, какая красота. Что вы видите?
Дети. Кругом лежит снег, все деревья и ёлки в снегу и только птички иногда перелетают с ветки на ветку.
(Влетает сорока и громко стрекочет - грамзапись "Сорока")
Воспитатель. - Сорока, ты что так расшумелась?
Сорока. - Я предупреждаю всех птиц, чтоб они прятались, а то от вас только беда!
Воспитатель. - Нет сорока, ты ошибаешься. Мы пришли в парк послушать пение птиц и принесли угощения птицам!
Сорока - Вот хорошо! Я сейчас проверю, ваши знания.
Игра " Какая птица перелётная?"
Сорока. - С заданием справились! Молодцы!
Воспитатель - Мы про тебя знаем скороговорку. Чтобы путь нам продолжать надо скороговорку сказать.
Дети - Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок - сорок морок.
Сорока. - Какие хорошие и умные дети! Тогда идите прямо на волшебную поляну! А мне ещё надо облететь весь парк! (улетает под грамзапись "Сорока")
Воспитатель. - Ребята и правда, какая красивая поляна, давайте посидим тихо и послушаем голоса птиц.
Игра "Угадай по голосу". (прослушивание аудиозаписи с голосами птиц)
Воспитатель. - Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
И зерном и хлебом. (Кормушка)
- Ребята, смотрите, сколько птиц слетелось к кормушке. Давайте их посчитаем!
Пальчиковая гимнастика Две синички, воробей
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зёрнышек!
Воспитатель. - Давайте ребята распределим корм для птиц. К нашей кормушке слетелись птицы, приготовьте для каждой корм.
Дети.
* Я дам снегирям ягоды калины и рябины.
* Я угощу синиц салом.
*Дятлу я приготовила сосновую шишку.
* Я накормлю голубей крошками хлеба.
* Вороне достанутся отбросы пищи.
* Сороке дам семена.
*Воробей полакомится пшеничными зёрнами.
Воспитатель. - Чтоб кормить птиц, необходимо соблюдать несколько правил. Вы знаете их? Давайте повторим.
Дети.
* Нельзя оставлять после подкормки пакеты, жестяные банки, коробки.
* Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время.
* Подкармливать каждый день особенно в мороз, чтобы птицы не погибли.
Воспитатель. - С заданием справились друзья, теперь нас ждёт весёлая игра!
Физминутка "Снегири"
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Крыльями машут)
Кыш! Кыш! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивая руками)
За метелью полетели. (Подбегают и присаживаются на корточки)
Воспитатель. За поляной будет лес,
Чтоб никто в нём не исчез -
Быстро в игры поиграйте,
И смело путь свой продолжайте.
Игра "Угадай по описанию".
Воспитатель. Вы по моим словам должны определить птичку.
Драчливый, весёлый, удалой, шустрый – воробей.
Желтогрудая, весёлая, юркая – синица.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный – снегирь.
Белобокая стрекотунья и воровка – сорока.
Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев – дятел.
Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает – ворона
Воспитатель. По поведению птиц люди всегда определяли погоду. Вот и сейчас мы вспомним приметы о птицах. Я буду показывать картинку, а вы называть примету.
Игровое упражнение "Определи погоду по поведению птиц".
Дети. * Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.
* В какую сторону ворона села носом, оттуда будет ветер.
* Вороны прячут клюв под крыло к холодам.
* Синички с утра пищат - значит будет мороз.
* Если запел снегирь - будет вьюга.
(Залетает сорока. - грамзапись "Сорока")
Сорока. - Беда! Беда!
Воспитатель. - Что случилось? Что ты так шумишь!
Сорока. - Пропали портреты всех зимующих птиц нашего парка! Их украли! Их украли!
Воспитатель. - Не переживай так сорока, сейчас мы их найдём. Вот под деревом что - то лежит.
(Дети достают коробочку)
Сорока. - Ой беда! Все портреты разбиты, что будет с птицами нашего парка?
Воспитатель. - Сейчас мы тебе поможем. Ведь правда дети? Если сложить все части, по получится целая птица.
Игра "Собери картинку".
Сорока. - Спасибо! Спасибо! За это я вам подарю книжки с картинками птиц нашего парка.
Дети. - Спасибо! А мы тебя угощаем семечками, чтоб было не холодно и не голодно.
(Сорока улетает. - грамзапись "Сорока")
Итог.
Воспитатель. - Ну что ж пора нам возвращаться домой из зимнего парка.
Много зимующих птиц мы с вами вспомнили. Какие они?
Дети. Быстрые, проворные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, звонкие, заботливые, дикие.
Воспитатель. - Что могут делать птицы?
Дети. Летать, зимовать, кормить птенцов, выводить птенцов, щебетать, чирикать, заливаться, ворковать, курлыкать.
- На прошлых занятиях вы сделали кормушки, на прогулке мы развесим их и насыпим корм.